Пятая международная московская экспериментальная детская научно-практическая конференция «Классическая гитара: история, исполнительство и преподавание», 17.03.2022

ОТЧЕТ

о проведении

Пятой международной московской экспериментальной детской

научно-практической конференции

«Классическая гитара: история, исполнительство и преподавание» 

17 марта 2022 г. на платформе ZOOM в рамках Седьмого семинара «Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования» прошла Пятая международная московская экспериментальная детская научно-практическая конференция «Классическая гитара: история, исполнительство и преподавание».

Мероприятие организуется и проводится на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы «Детская музыкальная школа № 35» и Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы «Детская музыкальная школа имени Б.А. Чайковского».

Данное мероприятие вызвало большой интерес среди преподавателей по классу гитары, учащихся-гитаристов, их родителей. Стоит отметить, что среди слушателей также присутствовали преподаватели, учащиеся которых не принимали участия в работе конференции. Общее число участников конференции за все время её проведения составило более 20 человек.[1]

В конференции выступали учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств из Москвы, Саратова, Тамбова, Могилева (Беларусь). В мероприятии приняли участие 16 юных докладчиков. Было прослушано 15 сообщений на различные темы, которые учащимся помогли выбрать и подготовить их руководители.

Работа конференции началась с приветственного слова к ее участникам руководителя конференции кандидата педагогических наук, редактора по научной работе журнала «Гитаристъ», члена городского экспертного совета по направлению «Гитара», преподавателя ДМШ им. Б.А. Чайковского В.Г. Борисевича.

Тематика докладов была обширной и разнообразной. Рассмотренные юными докладчиками аспекты развития искусства игры на гитаре включали в себя различные исполнительские стили и направления применительно к классической гитаре; вопросы развития гитары; методы работы над репертуаром; вопросы обучения игре на гитаре на начальном этапе; творческие биографии композиторов и исполнителей Аргентины, Белоруссии, Испании, Италии, Парагвая, России внесших значительный вклад в развитие гитарного искусства. Шесть работ были посвящены российским гитаристам и композиторам (А.М. Иванов-Крамской – два доклада), А.И. Виницкий, В.В. Козлов – два доклада, Н.А. Кошкин). Также прозвучал доклад о творчестве известного белорусского гитариста, педагога и композитора Е. Грядюшко. Пять докладов были сделаны по творчеству зарубежных композиторов и гитаристов. Три доклада были подготовлены под руководством преподавателя теоретических дисциплин (Дружкина Л.Ю.), что отражено в тематике выступлений и говорит о значимости предыдущих конференций, привлекающих внимание и побуждающих к дискуссии не только гитаристов-педагогов и их учеников, но и представителей других музыкальных специальностей.

Следует отметить, что многие докладчики использовали в процессе своего выступления видеопрезентации по теме доклада.

Список участников и представленных тем на конференции в порядке их выступления: 

1.    Дружкин Святослав, 6 класс, МБУДО «ДМШ № 2 им. В.К. Мержанова» г. Тамбов

(творческий руководитель – Дружкина Лилия Юрьевна)

Гитара – один из самых популярных инструментов: причины и следствия

2.    Краснова Анастасия, 3 класс, МБУДО «ДМШ № 2 им. В.К. Мержанова» г. Тамбов

(творческий руководитель – Дружкина Лилия Юрьевна)

Целостный анализ на уроках специальности

3.    Шайдров Иван, 6 класс, МБУДО «ДМШ № 2 им. В.К. Мержанова» г. Тамбов

(творческий руководитель – Дружкина Лилия Юрьевна)

Подготовка гитариста к сценическому выступлению

4.    Павлов Михаил, 3 класс, ГБУДО г. Москвы «ДМШ № 35»

(творческий руководитель – Дмитриев Артём Николаевич)

Августин Барриос: жизнь и творчество

5.    Зиперски Максим, 4 класс, ГБУДО г. Москвы «ДМШ № 35»

(творческий руководитель – Лебедев Егор Сергеевич)

Творческий путь Эмилио Пухоля

6.    Селиверов Матвей,4 класс,МБУДО «Детская музыкальная школа №19» г. Саратова

(творческий руководитель – кандидат искусствоведения Ганеев Виталий Ринатович)

Хорхе Морель: «бразильский акцент» в процессе преподавания классической гитары в ДМШ

7.    Дранко Илья, 4 класс,МБУДО «Детская музыкальная школа №19» г. Саратова

(творческий руководитель – кандидат искусствоведения Ганеев Виталий Ринатович)

Евгений Гридюшко: педагогический репертуар для учащихся классов гитары ДМШ

8.    Панкова Кристина, 7 класс, МБУДО «Детская музыкальная школа №19» г. Саратова

(творческий руководитель – кандидат искусствоведения Ганеев Виталий Ринатович)

Александр Иванов-Крамской: жизнь посвятил гитаре

9.    Коровенков Матвей, 2класс, МБУДО «Детская музыкальная школа №19» г. Саратова

(творческий руководитель – кандидат искусствоведения Ганеев Виталий Ринатович)

Никита Кошкин: жизнь и творчество

10.  Козлов Фёдор, 6 класс, Поздняков Вячеслав, 6 класс, ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. А.С. Аренского»

(творческий руководитель – Киселева Татьяна Валерьевна)

В.В. Козлов (10.01.1958-12.02.2021) – современный гитарный композитор, российский гитарист, преподаватель

11.  Фадеев Роман, 2 класс, ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. Б.А. Чайковского»

(творческий руководитель – Баскакова Анастасия Павловна)

Памяти Виктора Козлова

12.  Мороз Анна, 6 класс, ГБУДО г. Москвы «ДМШ № 64»

(творческий руководитель – Кобзев Денис Владимирович)

Произведения Александра Виницкого в репертуаре юного гитариста

13.  Кунец Анастасия, 6 класс, ГУО «Могилевская детская школа искусств № 3 им. М.Н. Солдатова» (г. Могилев, Беларусь)

(творческий руководитель – Пуховская Ольга Викторовна)

А.М. Иванов- Крамской «Вся жизнь с гитарой»

14.  Васковская Ульяна, 7 класс, ГУО «Могилевская детская школа искусств № 3 им. М.Н. Солдатова» (г. Могилев, Беларусь)

(творческий руководитель – Пуховская Ольга Викторовна)

Федерико Морено Торроба. Сюита «Эстампы»

15.  Костомаров Иван, 5 класс, ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. Э.Г. Гилельса»

(творческий руководитель – Ковтунов Сергей Александрович)

Жизнь и творчество Луиджи Леньяни 

В ходе работы конференции почти все доклады сопровождались концертным выступлением юных гитаристов. Участники конференции могли задавать выступающим и творческим руководителям вопросы в чате.

Конференция прошла в рабочей творческой атмосфере на высоком профессиональном уровне.

По окончании конференции состоялся круглый стол, на котором было отмечено, что данное мероприятие является актуальным, своевременным и вызвало у слушателей и участников большой интерес. Проведение подобных детских конференций способствует научному подходу к проблеме развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов, расширению кругозора и развитию речи юных исполнителей, а также необходимо для повышения профессионального мастерства преподавателей по классу гитары в системе ДМШ и ДШИ. Было также отмечено, что данный проект имеет положительную динамику развития, и интерес к подобным мероприятиям в профессиональной среде постепенно повышается.

Автором идеи проведения детской конференции, руководителем и ведущим был кандидат педагогических наук, редактор по научной работе журнала «Гитаристъ», преподаватель ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. Б.А. Чайковского» Борисевич Владислав Гурьевич.

Методический центр города Москвы по направлению «Гитара», Русский гитарный центр и редакция журнала «Гитаристъ» выражают особую благодарность директору ДМШ № 35 Пучневской Татьяне Евгеньевне и Лебедеву Егору Сергеевичу за поддержку, техническое обеспечение и помощь в организации и проведении данного проекта и надеются на дальнейшее сотрудничество. 

04 апреля 2020 г.

 Ссылка на конференцию: https://disk.yandex.ru/i/eWp6qlvOaB2A6Q 



[1] Такое небольшое количество участников конференции по сравнению с прошлыми годами связано со сложившейся сложной международной обстановкой. В связи с этим Оргкомитетом детской конференции было принято решение не афишировать данное мероприятие в социальных сетях.

Акция

В настоящее время нет акций.