Как правильно хранить гитару?

Как правильно хранить гитару и ухаживать за ней?

Чтобы классическая гитара служила Вам долгие годы, надо следовать простым правилам в процессе ее эксплуатации. В этом случае Вы обезопасите себя от лишних финансовых затрат, потери личного времени и испорченного настроения.

Технология изготовления классических гитар на фабриках «Альгамбра» и «Миньярд Мартинез» предусматривает акустическую настройку дек и других частей гитары. Поэтому верхняя дека должна быть всегда в напряжении. Нельзя совсем ослаблять натяжение струн или на долгое время оставлять гитару без струн. В этой связи можно предложить следующий способ замены струн: снять сначала одну струну, затем поставить на ее место новую, настроить ее и только потом приступить к замене следующей струны.

Для полноценного раскрытия инструмента необходимо использовать только качественные струны известных производителей и избегать подделок. Для классических гитар мы рекомендуем струны Savarez, Hannabach, Thomastic, D`Addario и аналогичные. Гитаристы обычно подбирают струны экспериментальным путем, согласно своей исполнительской манере. Но следует иметь в виду, что голоса (первые три струны) флюорокарбоновых струн имеют больше высоких гармоник, чем голоса нейлоновых струн, поэтому на гитары, у которых не хватает высоких гармоник, лучше всего ставить флюорокарбоновые струны. И наоборот, дорогим гитарам ручной работы с большим обилием высокочастотных гармоник в высоких позициях нейлоновые струны придадут дополнительное благородство звучанию инструмента.

Хранить гитару следует в плотном закрытом чехле, а лучше всего жестком, утепленном футляре вдали от отопительных приборов и прямого солнечного излучения.

В процессе эксплуатации классической гитары необходимо тщательно следить за температурным режимом и относительной влажностью воздуха. Это связано с тем, что части классической гитары сделаны из различных пород древесины, которые имеют различные коэффициенты расширения при изменении температуры и влажности. При больших и резких изменений этих параметров на инструменте могут возникнуть различного рода трещины и дефекты. Причем наиболее уязвимы гитары, сделанные из массива.

Следует избегать низких температур (ниже минус 10°С). Если такое воздействие неизбежно, то перед этим надо обязательно немного ослабить струны. Если гитара продолжительное время находилась в условиях отрицательных температур, то нельзя в теплом помещении сразу открывать футляр и начинать играть. Лучше немного подождать пока инструмент нагреется до комнатной температуры или близкой к ней. Только тогда его можно настроить и приступить к занятиям. Категорически запрещено играть на улице в мороз. Гитара предназначена для исполнения музыки в помещении при комнатной температуре.

Допустимый диапазон относительной влажности воздуха для гитары находится в пределах от 40% до 80%. Причем наибольшую опасность для классической гитары представляет слишком низкая относительная влажность воздуха, при которой инструмент начинает довольно быстро отдавать влагу и сильно сохнуть. Если от повышенной влажности возникшие дефекты могут быть устранены полностью, то от низкой – наоборот следы от ремонта возникших повреждений могут остаться навсегда, и тогда Ваш инструмент сильно потеряет в цене.

К наиболее распространенным дефектам, вызванных низкой влажностью, можно отнести возникающие трещины в месте соединения накладки грифа и верхней деки от 12 порожка до резонаторного отверстия и выступание металлических порожков на боковых частях грифа из-за сильного усыхания древесины. Кроме того, низкая влажность довольно сильно влияет на тембр звучания инструмента. Звуковая палитра гитары изменяется в худшую сторону, тембр звука становится «бедным». Испанские мастера-изготовители концертных инструментов говорят, что из пересушенного дерева невозможно сделать хорошую гитару.

Следует помнить, что влажность резко падает при понижении температуры. При сильных морозах на улице (минус 20°С и ниже) в отапливаемом помещении относительная влажность воздуха может опускаться ниже 10%. Бытовые электронные гигрометры при такой влажности показывают ошибку, т.к. такие условия являются некомфортными для человека. Если ничего не предпринимать для повышения влажности, то гитара может не пережить даже один такой отопительный сезон.

Для гитары желательно поддерживать влажность воздуха на уровне не ниже 50%. Поэтому необходимо использовать различного рода увлажнители.

Увлажнители бывают внешними, которые увлажняют воздух в помещении и внутренними, которые поддерживают оптимальную влажность в футляре гитары или в корпусе гитары. Из внешних увлажнителей эффективными являются увлажнители барабанного типа. Его принцип действия основан на медленном испарении воды. Войлочный барабан, частично погруженный в емкость с водой, медленно прокручивается электродвигателем. Нагреватель испаряет влагу с барабана, тем самым увлажняя воздух. Существуют также паровые и ультразвуковые увлажнители. Внешние увлажнители обычно применяются на складах и в магазинах, где хранятся музыкальные инструменты в больших количествах.

Внутренние увлажнители имеют один и тот же принцип действия и отличаются друг от друга только материалом, из которого изготовлено рабочее тело увлажнителя. Обычно используют следующие материалы, удерживающие воду: войлок, поролон, гидрогель (шарики, впитывающие воду) и т.п. Такие увлажнители смачивают в воде, затем удаляют избыток влаги и помещают в корпус гитары или в футляр.

Увлажнитель1   Увлажнитель2

Рис. 1, 2. Внутренние увлажнители.

Наиболее эффективным увлажнителем, который вставляют в корпус гитары между струнами в резонаторное отверстие, является увлажнитель в виде трубки среднего размера (для виолончели). Увлажняющие трубки, предназначенные специально для гитары, слишком малы, и их применение не принесет ожидаемого результата. Серьезным недостатком увлажнителей в виде трубки является возможность пролива воды в корпус гитары из-за того, что не всегда можно точно знать, сколько в нем находится воды. Бывали случаи отклеивания пружин внутри корпуса гитары по причине обильного попадания туда влаги. В этом случае в корпусе гитары будут возникать посторонние призвуки на отдельных нотах, которые будут то появляться, то исчезать в зависимости от изменений температуры и влажности. Такой дефект устранить довольно сложно.

Увл трубка    Увлажнитель трубка

Рис. 3, 4. Увлажнители в виде трубки.

Практика показывает, наиболее эффективным увлажнителем для гитары является обычный кусок поролона, совпадающий по размерам (длина и ширина) с накладкой грифа. Для такого увлажнителя лучше всего использовать довольно плотный поролон, предназначенный для производства мягкой мебели. Чтобы вода не попадала на элементы гитары, используют две полиэтиленовые полоски таким образом, что поролон всегда находится между ними. Гитару помещают в футляр, затем на накладку грифа гитары кладут поролон с полиэтиленовыми прокладками и закрывают футляр. Такой увлажнитель помогает даже в запущенных случаях. Обычно через две недели после начала использования подобной системы гитара впитает необходимое количество влаги, гриф расширится и металлические порожки перестанут вылезать за край накладки грифа. Необходимо внимательно следить за положением нижней полиэтиленовой полоски, чтобы вода не протекала на накладку грифа. В противном случае могут вылезти металлические порожки, и струны начнут их задевать.

1 2 3 4

Рис. 5-8. Увлажнитель из поролона для грифа гитары (порядок действий).

На рынке имеется большой выбор увлажнителей для гитары. Если нет желания покупать готовый увлажнитель, его можно изготовить самому. Для этого необходимо взять подходящую емкость, сделать в ней отверстия, положить в нее влажный поролон или гидрогель, и поместить все это в футляр рядом с гитарой. Следует знать, что поролон отдает влагу быстрее гидрогеля.

Для достижения лучшего эффекта в процессе увлажнения гитары рекомендуется использовать несколько увлажнителей одновременно, разместив их в футляре, где есть для этого место. В таком случае увлажнение гитары будет более равномерным.

Для контроля влажности обычно используют гигрометры. Не забывайте периодически смачивать увлажнители. Поролон обычно увлажняют не реже одного раза в неделю. Мы рекомендуем использовать увлажнители сразу, как только наступит отопительный сезон.

Для предохранения лакокрасочного покрытия гитары от неглубоких царапин и протирания рекомендуют пользоваться защитными чехлами для ее корпуса. Такой чехол сохранит первоначальный внешний вид гитары в процессе многочасовых занятий.

Чехол для корпуса гитары

Рис. 9. Защитный чехол для корпуса гитары.

Для предохранения верхней деки от ударов ногтей рекомендуют использовать защитные накладки – гольпеадоры. Помните, что кедр является довольно мягким материалом, поэтому верхнюю деку в процессе игры можно случайно повредить ногтем. Для сохранения первоначального внешнего вида рекомендуется пользоваться различными полиролями, которые предназначены для очищения и профилактики лакокрасочных покрытий музыкальных инструментов.

При транспортировке инструмента по воздуху не рекомендуется сдавать его в багажное отделение самолета, если авиакомпания или службы аэропорта полностью не гарантируют его сохранность. Авиаперевозчики специально запрещают проносить гитары в жестких футлярах в салон самолета, чтобы пассажиры платили за эту услугу дополнительно.

Следует всегда бережно относиться к своему инструменту. Тогда он Вам принесет много счастливых минут и будет Вашим надежным другом в течение всей жизни.

Акция

В настоящее время нет акций.

Новости
2708.22

Приложение

к приказу ГБУ г. Москвы "ДОП СКИ"

от ________________________

 ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении Всероссийской научно-практической конференции

"Актуальные вопросы методики преподавания игры на гитаре в системе дополнительного образования: концепции, исследования, технологии"

 Москва

2022

  1. 1.  Общие положения 

1.1.        Настоящее Положение определяет содержание, цели и задачи, порядок проведения Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы методики преподавания игры на гитаре в системе дополнительного образования: концепции, исследования, технологии" (далее – Конференция).

1.2.        Конференция предполагает представление докладов, методических сообщений, практических показов работы с учащимися, проведение круглого стола по итогам Конференции.

1.3.        Организаторы Конференции:

-     Департамент культуры города Москвы;

-     Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства" (далее –
ГБУ г. Москвы "ДОП СКИ");

-     Центр профессионального мастерства ГБУ г. Москвы "ДОП СКИ"
по направлению "Гитара" (далее – ЦПМ "Гитара");

    при содействии:

ГБУДО г. Москвы "ДМШ им. Р.М.Глиэра".

1.4.        Дата проведения Конференции: 21 октября 2022 года.

1.5.        Площадкой проведения Конференции является:

Концертный зал ГБУДО г. Москвы "ДМШ им. Р.М.Глиэра" (г. Москва,
ул. Большая Якиманка, д. 29).

1.6.        Докладчик Конференции – лицо, выступающее на Конференции
с докладом, методическим сообщением или практическим показом работы
с учащимися.

          К участию в качестве докладчиков Конференции приглашаются руководители, преподаватели детских музыкальных школ, детских школ искусств, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и иных учреждений в сфере культуры и искусства, артисты, представители органов управления культурой, региональных методических центров и другие специалисты в данной области.

1.7.            Участник Конференции – лицо, принимающее участие в Конференции
в качестве слушателя. 

 

  1. 2.  Цели и задачи Конференции 

2.1.        Предоставление возможности специалистам и преподавателям всех уровней образования в сфере культуры и искусства поделиться своим профессиональным опытом, методическими наработками в вопросах организации образования
и воспитания учащихся, используемыми методами и технологиями обучения.

2.2.        Демонстрация практических достижений, а также современных форм
и методов организации образовательного процесса.

2.3.        Обсуждение теоретических и методических проблем преподавания игры
на гитаре, перспективных направлений развития процесса обучения по классу гитары на начальной ступени музыкального образования.

2.4.        Обмен научным и практическим опытом в области решения актуальных задач в условиях модернизации отечественного музыкального образования.

 

  1. 3.  Порядок проведения Конференции 

3.1.        Конференция проводится в очном формате, а также в дистанционном формате в форме видеотрансляции с использованием информационных
и телекоммуникационных технологий.

3.2.        Язык Конференции – русский.

3.3.        Регламент выступления Докладчика: доклад, методическое сообщение –
не более 15 минут, включая методическую часть, ответы на вопросы и обсуждение. В отдельных случаях регламент может быть изменен по решению Организационного комитета (далее – Оргкомитет).

3.4.        Выступления Докладчиков могут сопровождаться демонстрацией слайдов, видеофрагментов, презентаций и других визуальных средств в рамках времени, выделенного на выступление.

3.5.        Программа формируется на основе предварительного отбора работ, предлагаемых к представлению на Конференции и присланных
в Оргкомитет не позднее 6 октября 2022 года. Состав членов Оргкомитета указан в приложении к настоящему Положению.

3.6.        Для участия в Конференции  в качестве Докладчика Конференции в очном или дистанционном формате необходимо заполнить заявку с использованиемформы на соответствующей странице Конференции на сайте Организатора https://metodcabinet.ru/conferences/guitar до 6 октября 2022 года включительно.

В заявке при необходимости нужно указать ссылку на файлообменник
с прикрепленными презентациями (папка должна содержать в себе сопроводительные материалы к выступлению: аудио- или видеофайлы, презентацию и др.). Названия прикрепленных файлов должны содержать фамилию автора и наименование документа. Пример: "Иванов_Заявка", "Иванов_Презентация".

В ответ на поступившую заявку Оргкомитет информирует кандидата
в Докладчики о получении документов.

После проведения отбора результаты направляются в срок не позднее
10 октября 2022 года на адрес электронной почты, указанный кандидатом
в Докладчики при регистрации.

3.7.        Для  участия в Конференции в дистанционном формате кандидату
в Докладчики следует представить в Оргкомитет видеозапись своего выступления, которая должна соответствовать следующим требованиям:

-     запись видео должна быть произведена видеокамерой или мобильным устройством строго в горизонтальной раскладке;

-     разрешение видеозаписи не менее 1920х1080 dpi, частота кадров: от 20
до 30 кадров в секунду;

-     формат для видеофайла: mov, mp4, mpeg;

-     минимальное качество аудиодорожки: 44 кГц, 16 Кбит/c, стерео;

-        внешний вид Участника и фон, на котором ведётся видеосъёмка, должны соответствовать строгому академическому стилю (формат домашнего видео не допускается);

-        видеозапись с выступлением необходимо разместить на видеохостинге RuTube или в облачном хранилище файлов (Яндекс-Диск, Облако Mail.ru);

-        название видеоролика должно соответствовать информации, указанной
в заявке.

3.8.        Подавая заявку на участие в Конференции, кандидат в Докладчики,
на условиях неисключительной лицензии предоставляет ГБУ г. Москвы "ДОП СКИ" право использования предоставленных в целях участия в Конференции материалов (аудио- или видеофайлов, презентации и др.) способами, предусмотренными ст. 1270 ГК РФ, на весь срок действия исключительного права на соответствующий материал, для использования на территории всего мира.

3.9.        Подавая заявку на участие в Конференции, Докладчик предоставляет
ГБУ г. Москвы "ДОП СКИ" разрешение на осуществление записи своего выступления и подтверждает, что исключительным правом на произведенную запись выступления, с момента ее создания, обладает ГБУ г. Москвы "ДОП СКИ".

3.10.    Для участия в Конференции в качестве Участника в очном или дистанционном формате необходимо заполнить заявку с использованиемформы на соответствующей странице Конференции на сайте Организатора https://metodcabinet.ru/conferences/guitar до 12 октября 2022 года включительно.

3.11.    Для Участников, желающих принять участие в Конференции
в дистанционном формате, в день проведения Конференции публикуется ссылка
на видеотрансляцию в пленарной части Конференции на сайте Организатора https://metodcabinet.ru/conferences/guitar.

3.12.    Организационный взнос, взымаемый с Участников за обеспечение онлайн-трансляции Конференции, составляет 500 рублей. С Участников, работающих
в организациях, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, организационный взнос не взимается.

3.13.    Проезд, размещение и проживание Докладчиков и Участников Конференции оплачиваются самостоятельно или направляющей стороной.

3.14.    Докладчикам и Участникам Конференции выдается сертификат Докладчика/Участника на бумажном носителе по факту очного участия
в мероприятии на площадке проведения Конференции, либо сертификат в форме электронного документа по факту онлайн-присутствия во время трансляции Конференции с учетом данных информационно-аналитической системы.

3.15.    По итогам Конференции может быть принято решение об издании сборника докладов/тезисов и материалов, предоставленных Докладчиками (на усмотрение организатора). Организатор оставляет за собой право на публикацию исключительно научно-методических материалов, направленных
на совершенствование образовательной деятельности. Готовые статьи следует отправить на электронную почту guitar-art@yandex.ru до 21 октября 2022 года включительно.

3.16.    Требования к оформлению статьи: не более 8 страниц А4 в формате Word, шрифт Times New Roman, кегль 14, с одинарным межстрочным интервалом; параметры страницы: формат страницы – А4; поля: верхнее – 2,0 см, нижнее – 2,0 см, левое – 3,0 см, правое – 1,5 см.

3.17.    Порядок использования материалов и статей, предоставленных Организаторам Участниками Конференции, определяется в соответствии
c разделом 6 договора-оферты, размещённого на сайте Организатора https://metodcabinet.ru/oferta/.

 

  1. 4.    Контактные данные 

Матохин Сергей Николаевич – профессор ФГБОУ ВО "Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М.Ипполитова-Иванова", ФГБОУ
ВО "Московский государственный институт культуры", преподаватель ГБУСОШДО г. Москвы "Класс-Центр", руководитель ЦПМ "Гитара".
Телефон: +7 (985) 118-19-28; е-mail: matokhin@bk.ru; metodclass-centerguitar@mail.ru.

Борисевич Владислав Гурьевич – кандидат педагогических наук, редактор по научной работе журнала "Гитаристъ", преподаватель ГБУДО г. Москвы "ДМШ им. Б.А.Чайковского". Телефон: +7 (926) 535-41-12; е-mail: guitar-art@yandex.ru.

 

Приложение

к Положению о проведении

Всероссийской научно-практической конференции

"Актуальные вопросы методики преподавания игры на гитаре в системе дополнительного образования: концепции, исследования, технологии"

 Состав Организационного комитета 

Председатель:

Еремеева Юлия Михайловна – заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы. 

Заместитель председателя:

Шематинов Андрей Валентинович – начальник Управления образования Департамента культуры города Москвы. 

Члены Оргкомитета:

Киселёв Фёдор Андреевич – директор ГБУ г. Москвы "ДОП СКИ"; 

Березина Алина Олеговна – заместитель директора ГБУ г. Москвы "ДОП СКИ"; 

Матохин Сергей Николаевич – профессор ФГБОУ ВО "Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М.Ипполитова-Иванова", ФГБОУ
ВО "Московский государственный институт культуры", преподаватель ГБУСОШДО г. Москвы "Класс-Центр", руководитель ЦПМ "Гитара"; 

Борисевич Владислав Гурьевич – кандидат педагогических наук, редактор
по научной работе журнала "Гитаристъ", преподаватель ГБУДО г. Москвы "ДМШ им. Б.А.Чайковского"; 

Штейнгауэр Арнольд Леопольдович – директор ГБУДО г. Москвы "ДМШ им. Р.М.Глиэра". 

Рабочая группа Оргкомитета:

Пестов Николай Сергеевич – начальник научно-методического отдела ГБУ г. Москвы "ДОП СКИ"; 

Нгуен Тху Нга – специалист по учебно-методической работе научно-методического отдела ГБУ г. Москвы "ДОП СКИ";

Андреев Дмитрий Романович – начальник концертного отдела, преподаватель ГБУДО г. Москвы "ДМШ им. Р.М.Глиэра"; 

Зайцев Пётр Вениаминович – звукооператор ГБУДО г. Москвы "ДМШ им. Р.М.Глиэра".