М. Каша Новый взгляд на историю классической гитары // Гитаристъ. – 2008. – №1. – С. 24–33.

Микаэл Касха (Michael Kasha)

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЫ

Institute of Molecular Biophysics, Florida State University, Tallahassee 32306

Guitar Review, 30, 2-12 (1968).

Перевод с англ.: Галина Петровна Макеева, Владислав Гурьевич Борисевич (Москва, 2007 г.)

00 ACD

  01 ACD (1)Персидский дутар, изображенный на керамической тарелке из Нишапура, Курассан, Иран, Х в. Н.э. Отчетливо видны два больших вращающихся колка и две струны с характерным вогнутым корпусом. Инструмент Закавказья и Персии, имеет древнее происхождение.(Tresors de lAncien Iran exhibit, Musee Rath, Geneve). Художник А. Петруччелли.

 

 

Гитару, какой мы ее знаем в ее нынешней классической форме, часто называют самым древним инструментом. О происхождении гитары много написано, но для серьезного исследователя истории гитары вскоре становиться ясным, что путаница, существующая в этом вопросе, происходит вследствие недостатка документально подтвержденных данных, а также вследствие недостаточных определений того, что действительно представляла собой ранняя форма гитары. Кажется очевидным, что для того, чтобы привнести конкретный смысл в историю гитары, отделить мифический элемент, присутствовавший в некоторых прежних исследованиях, необходим систематический поиск новых реальных археологических свидетельств, а также формализация логических критериев и определений. Данная статья представляет собой схематический план такого исследования на настоящий момент. Появился ряд новых интересных материалов, подтверждающих установившееся мнение, что гитару можно считать очень древним инструментом, восходящим если не к средним египетским династиям, то, по крайней мере, к временам Хеттской империи.

 

АНАЛИЗ ДРЕВНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

В литературе о происхождении музыкальных инструментов исследователя поражает огромное количество родственных инструментов с похожими названиями, а также отсутствие руководящих принципов, необходимых для того, чтобы внести какую-нибудь логику в процесс установления отношений между ними. Очевидно, что постоянно делались попытки создавать новые варианты инструментов, но больше всего удивляет то, как медленно менялись эти инструменты на протяжении истории человеческой цивилизации. Соответственно, были сформулированы и проверены на основе археологических данных, а позднее письменных свидетельств, следующие постулаты.

Постулат аккордатуры – Аккордатура или относительная настройка (например, струн) родственных инструментов неуклонно сохраняет общие элементы на протяжении очень длинных временных периодов.

Постулат морфологии – Структурная форма инструментов со временем изменяется очень медленно, что позволяет прослеживать эволюцию инструментов на протяжении столетий и даже тысячелетий.

Постулат сложности – Относительная сложность, например, количество струн инструмента постоянно увеличивается на протяжении столетий использования пока, наконец, в некоторых случаях это не приводит к тому, что инструмент выходит из пользования уже из-за своей сложности.

Постулат географической непрерывности – По мере установления культурных связей имеет место непрерывное и неуклонное проникновение инструментов в разные регионы земного шара.

Теперь мы вкратце рассмотрим эти принципы применительно к проблеме эволюции гитары.

Постулат аккордатуры широко используется в музыковедении. Следует отметить, что Курт Сакс (Curt Sachs) считал его самым важным. Строй лютни времен Ренессанса и испанской виуэлы был идентичным для всех шести струн, которые настраивались в кварту, за исключением средней в терцию (G c f a d` g`). В Испании в начале шестнадцатого века гитара имела четыре струны, которые настраивались в кварту за исключением одного среднего интервала в терцию. Позднее эта настройка поднялась на один тон, все еще сохраняя настройку в кварту со средней в терцию. Эти характерные черты аккордатуры указывают на элементы общего происхождения гитары, виуэлы и лютни.

Постулат морфологии доказывает невероятность того, что древнегреческая и римская кифара, имевшая большую квадратную раму и стойки с перекладиной для настройки, могла хоть в какой-то степени быть промежуточным звеном в эволюции гитары. С другой стороны, тот факт, что еще до греческих и римских музыкальных инструментов и одновременно с ними существовали инструменты, полностью схожие с гитарой по форме, доказывает независимое происхождение гитары.

Таким же образом постулат сложности опровергает предположение, что семиструнный или одиннадцатиструнный инструмент такой, как греческая кифара, преобразовался в четырехструнный инструмент, появившийся в Европе в средние века под названием гитара. Напротив, история показывает, что в Риме кифара приобрела двадцать и более струн, прежде чем выйти из употребления. Очевидно, что со временем музыкальный инструмент не становился проще, поэтому происхождение классической гитары нужно искать не здесь.

Принцип географической непрерывности помогает найти следы музыкальных инструментов в историческом контексте миграций человека и культурного обмена. В древности передвижение людей шло в основном по суше, хотя навигация в некоторой степени создавала феномен «сокращения расстояния» (например миграции финикийцев и римлян). Однако расцвету гитары в Испании, несомненно, должно было предшествовать ее медленное продвижение по северному и южному Средиземноморью из Персии и Среднего Востока, где она появилась. Кажется маловероятным, что важные промежуточные стадии в эволюции гитары могли иметь место в северных районах Европы, куда она попала, беспорядочно перепрыгивая через огромные расстояния.

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Тар

В языках, произошедших от санскрита, включая языки Центральной Азии (современной Персии), и северной Индии (бенгали, хинди, урду), слово тар неизменно означает струна. Прослеживая основные названия от санскрита до староперсидского и современного персидского языков, более или менее систематически наблюдаешь процесс образования названий инструментов, до сих пор используемых в центральной Азии. Народный инструмент, на котором играют Туркменистане и прилегающих районах, называется дутар.

03 ACD дутар (3)Рис.1 Простейший персидский дутар

 Его находят в археологических раскопках в Персии, и он дошел до нашего времени в практически неизмененной форме. Подобным же образом дошел до наших дней персидский инструмент ситар. Проходя через Индию, он сохранил свое имя, но в условиях индоазиатской культуры, склонной к усложненности, он преобразовался в сложный, многострунный инструмент, по-прежнему носящий его имя. Однако в Индокитае, Китае и Японии до сих пор существует характерный трехструнный тар под различными именами (китайский san hsien т.е. три струны). В центральной Азии существует пятиструнный инструмент под названием (panchtâr) панчтар.

Прослеживая эти лингвистические закономерности, естественно предположить, что среди древних музыкальных инструментов центральной Азии и среднего востока можно было найти и четырехструнный тар. Хочется сделать простое заключение, что четырехструнный тар действительно существовал и медленно распространялся по Средиземноморью, пока в начале новой эры не достиг Испании, все еще будучи четырехструнным инструментом. Лингвистические корни были потеряны и подлинное название чартар (chartâr) исказилось, пока не появилась старинная испанская китара (quitarra). Почему греки называли кифарой (кiqapa) небольшую арфу с квадратной рамой? Интересно отметить, что в Греции, только что завезенные туда из заграницы самые ранние кифара и лира, действительно имели четыре струны. Название впоследствии было искажено и его значение забыто.

Таблица 1. Лингвистическое происхождение гитары

Номер

Санскрит

Современный персидский

Инструмент

Регион

1

ека

уек

 

 

2

dvi

do

dotâr (дутар)

2 струны

Туркестан

3

tri

se

setâr, sitâr

сетар, ситар

Персия (Иран)

4

chartur

char

Târ (chartâr)

quitarra (4 струны)

Персия

Древняя Испания

5

pancha

panj

panchtâr

(5 струн)

Афганистан

6

shash

shish

 

 

Târ (Chartâr) (Современный персидский), Kithara (греческий), Qithara (арабский), Сhitarra (итальянский), Quitarra (староиспанский), Guitarra (современный испанский), Guitar ( английский).

В Греции в средний классический период музыкальные инструменты (кифара и лира) превратились в семиструнные, а в поздний классический период число их струн достигло одиннадцати. Очевидно, что первоначальное значение термина кифара (kithara) было утрачено. Арабы транслитерировали слово кифара в пифара (pithara), (в арабском языке не было найдено ни одного слова, от которого оно могло бы произойти), сохранив звук тета (theta), но к тому времени, когда в староиспанском появилось слово quitarra, а затем guitarra в современном испанском языке, этот звук опять изменился (случилось так, что теперь он снова вернулся к исходному персидскому корню târ). Значительно позднее, когда появились пятиструнная и шестиструнная гитара (guitarra), этот термин опять потерял свое буквальное значение.

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ:

Тамбур, Тар и Лютня

Ранние простые персидские и месопотамские струнные инструменты, за исключением простых остроугольных арф, представляли собой длинную шейку (гриф), прикрепленную к небольшому корпусу (звуковой камере). В качестве корпуса в разные времена использовались череп, панцирь черепахи, тыква. Самой доступной, возможно, была тыква, разрезанная пополам и покрытая кожей, она служила резонатором, грифом служила длинная палка, которой тыкву протыкали. Такие инструменты можно считать первой стадией развития щипковых инструментов с одним грифом, они известны под общим названием тамбур (танбур, тамбура; пандура, пандоре); слово тыква в санскритских языках обозначается словом тумба (tumba). Позднее тыкву заменил резной корпус из цельного дерева, часто украшавшийся орнаментом; и, наконец, деревянная дека заменила кожаную мембрану. Мы можем определить тамбур как струнный инструмент с длинной шейкой, имеющий небольшой круглый или вытянутый, грушевидной или яйцевидной формы корпус, обычно деревянную деку и длинный ровный, узкий гриф с ладами. Такие тамбуры встречаются в ранних персидских и месопотамских археологических раскопках и в незначительно измененной форме используются до сегодняшнего дня в качестве народных инструментов. Примерами могут служить тамбурица (tamburitsa) (балканские славяне), ситар (setâr) (Иран), саз (saz) (Турция). Buzhuki (Греция) и colascione (Италия 16 и 17 веков) отличаются чрезвычайной замысловатостью форм.

Следующим этапом в развитии струнных инструментов с одним грифом можно считать создание звукового корпуса (резонатора), в котором верх и дно отделены боками или обечайками. Очевидно, что при этом требовалось несравненно большее мастерство, чем при использовании в качестве резонатора натурального предмета такого, как тыква. (Конечно, при изготовлении звуковых корпусов современных тамбуров из цельного куска дерева от мастера требуется не меньшее искусство.) Классическая гитара попадает во вторую категорию, и необходимо достаточно детальное определение гитары, чтобы оно могло служить минимальным основанием для поиска корней инструмента. Мы дадим следующее определение гитары - это тар, имеющий длинный гриф с ладами, плоский деревянный верх или деку, плоскую нижнюю деку (дно) и обычно вогнутые бока. С точки зрения внешних характеристик, вогнутые бока и плоская нижняя дека считаются обязательными. Современный персидский тар, большой четырехструнный инструмент, имеет вогнутые бока и сложной формы деревянный корпус, с изогнутой нижней декой, состоящей из двух частей. Такой корпус, по-видимому, представляет собой попытку повторить в дереве форму тыквы с узкой «талией». Возможно, что происхождение вогнутых боков гитары из того же источника. Однако, персидский тар даже сегодня имеет кожаную мембрану вместо деки.

Копия 04 ACD (4) Рис.2 Древний персидский тар и ассирийский тамбур (2500-1500 гг. до н.э.).

Персидский тар.

Самые ранние примеры группы таров, которым присущи основные характеристики гитары, обнаружены в Хеттских археологических раскопках. В археологических раскопках в Египте, Греции и Риме найдены музыкальные инструменты, удовлетворяющие некоторым описанным требованиям к гитаре, но большинство этих инструментов скорее классифицируются как тамбуры.

Наиболее совершенными музыкальными инструментами с одним грифом являются лютневые инструменты. Английское слово лютня произошло от арабского al-`ud (`ud) и испанского laúd. С точки зрения морфологии и с точки зрения сложности уд должен классифицироваться как относительно поздний инструмент, а что касается археологического и исторического материалов, то он найден достаточно поздно во времена н.э. и связывается в своей классической форме с возвышением Ислама на Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Арабы, вероятно, создали уд, усовершенствовав персидский инструмент.

Копия (2) 04 ACD (4)Рис.3 Арабский уд (Al-`ud)1270 г. н.э.

Для наших целей мы определим уд и лютню, как многострунные инструменты с одним грифом, имеющие характерный большой куполообразный, грушевидный корпус и колковую коробку, расположенную перпендикулярно или под углом к грифу. Слово al-`ud смущало музыковедов. Арабское слово al-`ud в современном арабском языке буквально означает ветка (ветвь) (напр. Ветка (ветвь) дерева). Однако Курт Сакс считал, что его можно перевести, как "согнутая палка", имея в виду, что самым примитивным музыкальным инструментом был лук лучника. Затем он предположил, что предшественником всех музыкальных инструментов с одним грифом была лютня, и классифицировал сетары, гитары, скрипки и контрабасы как инструменты лютневого семейства! Х.Г. Фармер (H.G. Farmer), известный музыковед исламского и ближневосточного мира, считает, что это значение не поддерживается лексикографами арабского языка и приписывает название al-`ud всем музыкальным инструментам, имеющим в конструкции просто деревянную верхнюю деку. Дерево в современном арабском языке обозначается словом khashab, возможно, что значение слова `ud следует искать в других ранних источниках. В любом случае, является странным, что название лютня, которое ассоциируется с наиболее современными и высоко развитыми струнными инструментами с одним грифом, прошедшими долгий путь развития, обычно относится ко всем членам этой группы. Было бы проще классифицировать все струнные инструменты с одним грифом как члены семейства tar, с подгруппами тамбура, гитары и лютни.

 

ХЕТТСКАЯ ГИТАРА И ЕГИПЕТСКИЙ ТАМБУР

Самой замечательной археологической находкой, связанной с развитием гитары, является изображение играющего на гитаре хеттского музыканта, вырезанное на камне, бывшим частью городских ворот в Alaja Hüyük, относящееся к 1350 году до н.э. или примерно 3300 лет назад (сейчас он находится в археологическом музее в Анкаре). То обстоятельство что высеченное изображение было помещено на таком видном месте, предполагает особую значимость для города, что музыкант, возможно, жил в этом городе. Этот инструмент полностью удовлетворяет всем нашим критериям определения гитары: он имеет длинный гриф с ладами, плоский верх, вероятно, плоское дно и выраженные вогнутые бока, придающие инструменту большое сходство с гитарой. В барельефе такого типа нужно угадывать форму задней части инструмента, в этом случае большого размера корпус и тот факт, что музыкант держит инструмент близко к груди, вряд ли допускает вероятность куполообразной формы. Особый интерес представляет положение 10 маленьких резонаторных отверстий, находящихся по обеим сторонам грифа, идущих изящной дугой по пять с каждой стороны. (Удивительно, что такое же расположение резонаторных отверстий встречается 2700 лет спустя в Испании в 13 веке в знаменитых Кантигас, о чем мы будем говорить ниже). Обе характеристики, гриф, идущий по всей длине корпуса, и расположение резонаторных отверстий, свойственны также египетским инструментам, с которыми жители хеттского государства поддерживали культурные связи. Однако гриф не протыкает верх инструмента, как это делается во всех подобных египетских инструментах, что предполагает вероятность того, что в хеттских гитарах резонатор делался из цельного куска дерева.

Хеттская гитара, описанной формы, уникальное явление даже для хеттской археологии, какой мы ее знаем, но это не уменьшает ее важности. То, что изображено в монументальных работах, не просто свидетельствует об относительном изобилии в обществе. На других сохранившихся предметах хеттской культуры ясно видны тары в форме тамбуров, такие же как те, что встречаются в археологических материалах древней Персии и Месопотамии. Однако иногда встречаются струнные инструменты странной формы, например, имеющие корпус в форме трапеции. Важность всего этого состоит в том, что основные элементы всех этих инструментов переходили от культуры к культуре в течение многих сменяющих друг друга династий на протяжении этих бурных времен. Интересно, что хетты принадлежали к индо-европейской языковой группе, слова в которой имеют признаки санскритского и индо-иранского происхождения, и вполне вероятно, что хетский инструмент назывался буквально тар (târ), а может даже дутар (dotâr) или чартар (chartâr). Интересно также, что хетты, которые в середине второго тысячелетия до н.э. покорили и заселили землю, которая теперь называется Анатолийский полуостров (древние Каппадокия и Анатолия), предположительно пришли из Закавказья.

Копия Копия 04 ACD (4) Рис.4 Хеттская гитара (1350 г. до н.э.)

Египетская археология дает один из самых богатых и самых точных рассказов о событиях, свидетельствующих о великолепии ушедшей культуры, и музыкальные инструменты в изобилии представлены в стенной росписи и резьбе по камню, существуют также реально сохранившиеся деревянные каркасы музыкальных инструментов. Автор изучил большое количество египетской настенной живописи в музеях, а также большое число репродукций живописи, но не нашел ни одного изображения, которое бы удовлетворяло данному определению гитары. Большинство изученных инструментов можно скорее классифицировать, как тамбур (tanbur) (pandore) (ошибочно называемый nefer в ранних неправильных интерпретациях идеограммы данного инструмента (pandore)).

Копия 07 ACD (7)Рис.8 Египетский тамбур (1400 г. до н.э.)

Некоторые из самых замечательных примеров настенной живописи находятся в Британском Музее. Они представляют разнообразие форм египетского тамбура или пандоре, имевшего главным образом короткий или длинный овальный корпус. Многие инструменты имеют короткий гриф с ладами, но это могли быть только накрашенные отметки ладов. Можно ясно видеть, что шейка периодически несколько раз проходит насквозь через звуковую мембрану резонатора (верхнюю деку) до тех пор, пока не упирается в карман (в ложбину) (in a pocket). (В хеттской гитаре эта черта не очевидна). Нет колков для струн, струны просто прикрепляются к шейке шнуром или лентой. Расположение резонаторных отверстий, где их можно видеть, напоминают расположение резонаторных отверстий в хеттской гитаре. В Египте тамбур появился только в 1570 году до н.э. и вероятно был завезен с востока. Хотя на настенной живописи не видно, имеют ли инструменты плоскую или выпуклую заднюю деку, дошедшие до нас каркасы инструментов имеют, как и у тамбура, плоскую или слегка изогнутую заднюю деку. Позднее в н.э. (после 650 г. н.э.) новые элементы культуры, привнесенной арабами, привели к появлению новых иных инструментов, таких как уд (`ud), не имеющий прямого отношения к раннему египетскому тамбуру по строению и происхождению.

05 ACD (5) Рис.5 Хеттская гитара, изображенная на камне, являвшегося частью городской стены города Alaja Huyuk, древняя Анатолия, 1350 г. до н.э. В настоящее время находится археологическом музее в городе Анкара. Поражает сходство некоторых деталей с гитарой латина из Кантигас 2700 лет спустя.

Копия 05 ACD (5)

Рис.6 Персидский тамбур, изображенный на серебряной вазе, по имеющейся на ней надписи датируется 1000 г. до н.э. Типичный тамбур, встречающийся среди археологических находок в Персии и Месопотамии, относится к третьему тысячелетию до н.э.(Tresors de l’Ancient Iran exhibit, Musee Rath, Geneve).

06 ACD (6) Рис.7 Греческий тамбур на барельефе 330 г. до н.э., в настоящее время находится Национальном Археологическом музее, Афины. Острые плечи вновь появляются 1600 лет спустя в гитаре латина из Кантигаса. Поза играющего напоминает позу гитариста.

 

ГРЕЧЕСКИЙ И РИМСКИЙ ТАМБУРЫ

Греческие археологические находки включают многочисленные изображения струнных музыкальных инструментов, подавляющее большинство которых составляют лиры, на которых играли простые люди и кифары, на которых играли профессиональные музыканты, и те и другие представляли собой небольшие арфы. Однако значительно реже встречаются музыкальные инструменты другого типа, особенно тамбуры. Возможно это были народные инструменты людей живших на островах, удаленных от основного направления греческого культурного развития. Одним из наиболее интересных является тамбур, изображенный на элегантном барельефе, относящемся к 300 г. до н.э., находящейся в настоящее время в археологическом музее в Афинах. На барельефе изображена грациозная молодая женщина, играющая на музыкальном инструменте, несомненно, относящемся к тамбурам. Хотя средняя часть грифа инструмента отсутствует, отчетливо видны некоторые детали. Головка грифа сделана в виде затейливого веера, но колков не видно. Гриф длинный и небольшой по размерам корпус инструмента четко виден. Самым отличительным элементом корпуса являются острые выступы на плечах инструмента. Эти черты вновь появятся в Guitarra Latina в средневековой Испании 1500 лет спустя. Треугольное основание корпуса инструмента, изображенного на барельефе, удивительно схоже с тамбурицей (tamburitsa), на которой и сейчас играют на Балканах. Количество струн трудно определить, но положение рук музыканта, (особенно левой руки), наводит на мысль, что струн несколько (возможно 3 или 4). Поза гитариста так похожа на позу современного гитариста, что если б в его руках была современная классическая гитара вместо старинной, она смотрелась бы совершенно естественно. Находить инструменты современные короткой арфе кифаре представляет огромный интерес, эти находки свидетельствуют о непрерывности существования музыкальных инструментов с одним грифом типа тара в средиземноморских дохристианских и раннехтистианских цивилизациях.

Археологические материалы, относящиеся к эпохе этрусков и римлян, снова показывают доминирование коротких арф типа лиры и кифары, которые становятся теперь все более сложными. Тем не менее, время от времени и значительно чаще, чем в греческом археологическом материале, появляется тамбур, как представитель серии таров. Однако этот римский тамбур (например 300 г. н.э.) развивается по-своему. В Британском музее, в Лувре и в других местах можно увидеть барельефы с изображениями тамбура, часто как украшение саркофага.

Копия (2) 07 ACD (7) Рис.9 Греческий тамбур (300 г. до н.э.)

Когда можно увидеть детали, ясно видно четыре струны. На некоторых примерах ясно видно четыре колка, выступающих перпендикулярно лицевой стороне колковой головки. Они расположены в виде квадратного ромба, а не вытянуты в линию или несколько линии вдоль шейке. На барельефе можно видеть небольшой куполообразный резонатор; иногда на верхней деке с каждой стороны струн размещалась пара резонаторных отверстий. Но самой интересной чертой является необычно широкий гриф, у некоторых музыкальных инструментов гриф почти такой же широкий как и небольшой корпус. Можно рассматривать эти черты, как ранние, но очень важные направления в эволюции четырехструнного музыкального инструмента, который позднее пришел в Испанию.

 

Копия (3) 07 ACD (7) Рис.10 Римский тамбур (300 г. н.э.)

Византия может является связующим звеном между классической Грецией и Римом, и усилившимся влиянием Ислама и арабского мира после 650 года н.э. Но византийское наследие, не смотря на все свое великолепие, мало может предложить исследователю музыкальных инструментов. Документальный материал этой эпохи в основном относится к религии и отличается большой пышностью, но музыкальные инструменты были фактически исключены из этой самой важной стороны византийской жизни. Какой бы богатой не была светская музыкальная жизнь того времени, практически не осталось изобразительных свидетельств ее существования, хотя до нас дошла византийская музыкальная литература.

 

МАВРИТАНСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ЛАТИНСКАЯ ГИТАРА

В письменных трудах о происхождении гитары так часто говорится, что гитару в Европу привезли мавры, что представляется важным сопоставить по времени возвышение Ислама и эволюцию музыкальных инструментов с одним грифом. Пророк Мухамед родился в Мекке в 570 году н.э. В 639 году н.э. мусульмане завоевали Сирию и Ирак. В 640 году н.э. была покорена Персия и там было введено мусульманство. В 711 году н.э. мусульмане вторглись на Иберийский полуостров и долину Инда. В 825 году мусульмане начали завоевание Сицилии.

Арабы заимствовали свою музыкальную культуру непосредственно от Персов. Ал-Фараби (872-950) родился в Персии и считался самым выдающимся теоретиком музыки в исламском мире. Один из его знаменитых трактатов сейчас находится в Эскориале вблизи Мадрида, существует более десяти разных переводов его на латинский язык, сделанных латинскими учеными. Зириаб (Ziryab) был самым знаменитым мусульманско-андалузским музыкантом, его считают основателем испано-арабской музыкальной школы. Он добавил пятую струну к al-`ud. Нет никаких сомнений относительно персидско-арабского происхождения лютни и того, что арабы завезли al-`ud на Иберийский полуостров (иберийский араб назывался мавром).

Однако доказательства того, что гитара была завезена на Иберийский полуостров арабами, находятся в противоречии с исламской хронологией. Греческие и римские музыкальные инструменты появились задолго до возвышения ислама. Несомненно, что задолго до захвата мусульманами западного средиземноморья, римляне, интенсивно колонизировавшие Прованс и Иберию, завозили туда народные инструменты своего времени. Позднее в темные времена королевства вестготов Иберии, франков в Провансе и остготов в Италии и на Балканах могли разрушить политическую жизнь Римской Империи, но вряд ли уничтожить обычаи людей.

Таким образом к сожалению в истории графической культуры существует пробел между временем Римской Империи и временем мавританской Испании. Но великолепная ‘иллюминированная‘ хроника, известная как Кантигас Алфонсо Мудрого (Cantigas de Santa Maria de Alfonso el sabio) (завершенная в 1270 г.) представляет самое яркое графическое свидетельство развития гитары в северном средиземноморье независимо от арабского (мавританского) влияния.

В Кантигас везде различаются латинская гитара и мавританская гитара. В Кантигас представлены во всем разнообразии все известные в средневековой Испании музыкальные инструменты. Изображены испанские музыканты, играющие на испанских музыкальных инструментах, и музыканты в мавританских костюмах, играющие на мавританских инструментах, в том числе на искусно сделанном уде (al-ud). Латинская гитара изображена на нескольких иллюстрациях. У нее 4 струны, длинный гриф с ладами (колков не видно), среднего размера корпус, вогнутые бока с предположительно острыми краями. Выделяются две характерные черты: (а) восемь резонаторных отверстий оформлены в две изящные арки по четыре с каждой стороны от струн (ясно напоминая хеттскую гитару), (б) хорошо очерченные острые выступы, (напоминающие острые выступы греческого танбура), на плечах корпуса инструмента. Если мы, в порядке рабочей гипотезы, примем как возможную, изложенную выше хронологию, а также сочтем существенными приведенные выше музыкологические постулаты, и примем Кантигас за промежуточную твердую точку в истории, то мы должны будем исключить идею, что гитара была завезена в Испанию арабами и что существовало какое-либо значительное арабское влияние на развитие гитары к 1270 году н.э. К 1492 году все арабы в Иберии были отстранены от политической власти и существует мало свидетельств каких-либо дальнейших изменений гитары в течение этого короткого периода.

Мавританская гитара, изображенная в Кантигас, представляет собой пятиструнный инструмент яйцевидной формы, несомненно имеющая выпуклый корпус (в соответствии с нашими определениями она бы классифицировалась как большой тамбур). Четко видна колковая головка инструмента с колками, выступающими перпендикулярно кругообразной плоскости колковой головке.

Копия 08 ACD (8)

Рис.11 Мавританская гитара                         Латинская гитара

   (1270 г. н.э.)

На одной мавританской гитаре изображены девять колков; девять колков можно также видеть на замечательном примере уда (al-ud). Резонаторные отверстия оформлены в декоративные группы, одна из которых в форме розы занимает центральное место.

Мавританская Испания была большим культурным центром западной Европы, она оказала огромное влияние на взаимодействие различных культур. Свойственное арабам высокоразвитое чувство прекрасного, несомненно, в конечном счете, оставляло свой след на всем с чем оно сталкивалось. Резонаторные отверстия лютни, изысканно оформленные в узор, напоминающий розу, (также как и вся продуманная конструкция этого инструмента!), похожа на уже виденное нами в Кантигас 1270 года в мавританской гитаре и уде. Возможно затейливая розетка резонаторных отверстий классической гитары обязана своим происхождением контакту с мавританской культурой.

09 ACD (9) Рис.12 Римский тамбур в позднем Римском саркофаге (ок. 300 г. н.э.), сейчас находится в Британском музее. 4-х струнный инструмент характерного типа.

Копия 10 ACD (10)

Рис.13 Слева, мавританская гитара, отчетливо видны овальная (яйцейвидная) форма и колковая головка. Справа, латинская гитара с характерным узором резонаторных отверстий и острыми выступами на верху корпуса. Рисунок А. Петруччелли по иллюстрации в Кантигас Алонсо Мудрого, около 1270 года н.э.

Копия (2) 10 ACD (10)

Рис.14 Виуэла (Испания, 1500 г. н.э.)

 

ГИТАРА И ВИУЭЛА РЕНЕССАНСА

К 15 и 16 векам в период Ренессанса в европейской истории щипковые струнные инструменты уже представляли собой ряд определенных, отличающихся друг от друга инструментов. Лютня эпохи Ренессанса, имевшая шесть струн, настраивавшихся в кварту со средней в терцию, была известна в Испании под названием vihuela de Flanders (фламандская виуэла, т.е. фламандская лютня).

Таблица строев:

СТРОЙ

гитары 19-20 веков

Копия (3) 10 ACD (10)

лютни и виуэлы 15-16 веков

Название виуэла произошло от латинского vitula (по-латыни fidicula), через провансальское viula и староиспанское viuela. Название лютни эпохи Ренессанса (vihuela de Flanders) по-видимому является испанским эвфемизмом, предполагающим какое-то иностранное происхождение и более или менее скрывающим арабское происхождение лауда (laúd). Испанская виуэла (vihuela) по форме очень походила на гитару, но имела более короткий и широкий гриф, вогнутые бока и плоские верхнюю и нижнюю деки. Она имела строй идентичный лютне эпохи Ренессанса. Vihuela de mano (ручная щипковая или просто vihuela) отличалась от vihuela de pendola) (виуэлы, на которой играли с помощью плектра) и vihuela de arco (изогнутой виуэлы).

Лютня эпохи Ренессанса имела двойные струны, т.е. пять нижних струн были двойными, а верхняя струна (chanterelle) одинарной. Испанская виуэла имела такие же струны. Виуэла была инструментом светского общества и испанские композиторы того времени, такие как Луис Милан (1535), Алонсо де Мударра, Мигель де Фуэнлана и Эстебан Даса много писали для этого инструмента. К концу 16 века виуэла практически устарела и была полностью вытеснена гитарой.

Даже при жизни Луиса Милана популярным народным инструментом была четырехструнная гитара с одинарными струнами. Согласно описаниям у нее был строй как у четырех средних струн виуэлы, поэтому гитарный строй достигался удалением верхнего и нижнего g и G. В этот период времени в Севилье Фуэнлана писал сочинения для четырехструнной гитары (1554). Постепенно появились четырехструнные, пятиструнные, шестиструнные и семиструнные гитары, все они существовали одновременно, как это отмечает Хуан Бермудо в своем трактате Declaration de Instrumentos (1555).

Однако доминирующей и повсеместно известной как испанская гитара стала пятиструнная гитара. В 1586 году Хуан Карлос Амат написал свое сочинение Guitarra Espaniola (Испанская гитара) для этого инструмента, а в 1674 году Гаспар Санс написал трактат об испанской гитаре. Ранние исследователи приписывали добавление пятой струны В. Эспинелю, но, несомненно, пятиструнная гитара существовала до рождения Эспинеля (1550).

Для строя виуэлы и современной гитары характерно необычное добавление большой терции в квартовый строй. Нельзя не отметить, что если бы пять нижних струн строя виуэлы повысить на 1 тон, то этот необычный строй сохранился бы в пяти струнах гитары. Добавление нижней струны Е в испанской гитаре, приписывается немецкому гитарному мастеру примерно в 1800 года. Однако, как отмечалось, шестиструнные гитары существовали в Испании уже в 16 веке. Возможно, однако, что к современному гитарному строю пришли таким окольным путем.

Как показывают многочисленные примеры, в 16 и в 17 веках была очень популярной пятиструнная гитара с двойными струнами, например в Испании, Италии и Франции. Эти инструменты обычно ассоциировались с аккомпанементом пению.

Chitarra battente (“ударная гитара”, инструмент, на котором играли плектром) в южной Италии того времени представляет собой интересный вариант, потому что выпуклая задняя стенка сочеталась с обычным вогнутым профилем боковой стороны классической гитары. Такой инструмент сохранился в Калабрии и хочется задать вопрос, не является ли этот инструмент следствием раннего арабского влияния в южной Италии.

Пятиструнная и позднее шестиструнная гитара с одинарными струнами оставалась доминирующей по мере развития контрапунктной техники и в конце концов дошла до наших дней как универсальная классическая гитара.

 

ОБЗОР ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГИТАРЫ

Когда думаешь о тех тысячах инструментов, которые прошли через руки музыкантов в течение тысячелетий человеческой цивилизации, и всего лишь горстке изображений этих инструментов, сохранившихся среди археологического материала, становится очевидным, какая невероятно трудная задача стоит перед музыковедом. Автор этой статьи не приводит здесь материал, относящийся к темным и средним векам, представляющий собой скорее мифы и предположения, в особенности, не заслуживающие доверия, часто упоминаемые схематические изображения европейских псалтерионов неясного происхождения. Ассирийские и месопотамские инструменты также не рассматриваются в данной статье только потому, что недостаточное количество деталей, изображенных на камне, не позволяет провести подробный анализ.

Но несмотря на эти обстоятельства данное исследование ясно показывает, что историю возникновения струнных музыкальных инструментов с одним грифом можно проследить до второго тысячелетия до н.э. к хеттским, персидским и возможно месопотамским источникам. Найдены также греческие, этрусские и римские промежуточные инструменты, которые вероятно внесли свой вклад в эволюцию гитары. Самый интересный период, который требует более значительного исследования, это период между падением Римской империи и завоеванием Испании арабами. Регион, представляющий интерес, включает Италию, Сицилию, Сардинию, а также Прованс.

Одним из самых поразительных явлений в истории гитары является тот факт, что она пережила тенденцию других инструментов усложняться и выходить из употребления уже потому, что на них становилось неудобно играть из-за большого количества струн. Эмилио Пухоль, выдающийся испанский музыковед и гитарист, документирует такие гитарные эксперименты, где строй гитары соперничает со строем барочной лютни.

Но в условиях стремления к усложнению что-то спасло гитару от исчезновения. Это, несомненно, было популярность пятиструнной и шестиструнной гитары и тот факт, что она сохранилась в руках простых людей как народный инструмент. Потом в 19 и 20 веках с появлением великих исполнителей виртуозов стало очевидным, что на классической гитаре можно с успехом исполнять самую разнообразную и самую сложную полифоническую музыку. До сегодняшнего дня гитара является королевой щипковых инструментов.

Литература:

Копия 11 ACD (11) Копия (5) 11 ACD (11)

Акция

В настоящее время нет акций.

Новости
0910.19

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОРОДСКОЙ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ГИТАРА»

ГБУДО г. МОСКВЫ «ДМШ № 35» 

информируют о проведении 

Пятого научно-практического семинара 

Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования 

Семинар состоится 24 октября 2019 г. в 10:00

в ГБУДО г. Москвы «ДМШ № 35» (ул. Трофимова, 15а, Концертный зал).

Регистрация участников семинара будет проводиться с 9:15 до 10:00. 

Цель семинара:            обсуждение теоретических и методических проблем, перспективных направлений развития искусства классической гитары. Семинар предполагает широкий обмен научным и практическим опытом в области решения актуальных задач модернизации отечественного музыкального образования по направлению «Гитара». 

Организаторы предлагают участникам следующие темы дискуссий в рамках общей темы семинара:

  1. История развития искусства классической гитары.
  2. Теоретические и практические основы музыкального образования по классу гитары.
  3. Проблемы начального музыкального образования на классической гитаре.
  4. Особенности современного репертуара для классической гитары.
  5. Вопросы методики преподавания классической гитары в системе дополнительного образования.
  6. Информационные компьютерные технологии в обучении игры на классической гитаре. 

К участию в семинаре приглашаются преподаватели ДМШ и ДШИ, специалисты-исследователи в области исполнительства и преподавания игры на гитаре, преподаватели вузов, аспиранты, студенты музыкальных вузов и учащиеся музыкальных колледжей.

В рамках семинара проводятся мастер-классы ведущих преподавателей по классу гитары, детская научно-практическая конференция и конкурс детских научных работ. Об условиях и сроках проведения мастер-классов, детской научно-практической конференции и конкурса детских научных работ будет сообщено дополнительно. 

Заявку (см. Приложение 1) на участие в семинаре следует присылать до 19 октября 2019 г. по электронной почте.

е-mail: dmsh_35@mail.ru; guitar-art@yandex.ru 

Адреса и телефоны для справок: 115432, г. Москва, ул. Трофимова, д. 15а,

е-mail: dmsh_35@mail.ru; guitar-art@yandex.ru

+7(929)905-61-26; +7(926)535-41-12 

Руководитель семинара – кандидат педагогических наук, редактор по научной работе журнала «Гитаристъ», член городского экспертного совета по направлению «Гитара», преподаватель ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. Б.А. Чайковского» Борисевич Владислав Гурьевич, e-mail: guitar-art@yandex.ru

Подробная информация о семинаре на сайтах: http://metodcabinet.ru/; http://35.music.mos.ru/; http://guitar-artstudy.ru/ 

Всем участникам семинара, подавшим заявки и прошедшим регистрацию, выдаются сертификаты. 

Оргкомитет

Программа семинара (24.10.2019): 

  1. Аветисова Кристина Игоревна – кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования ГБОУ Школа № 2089, Центр творчества

Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по классу гитары

2. Борисевич Владислав Гурьевич – кандидат педагогических наук, редактор по научной работе журнала «Гитаристъ», член ГЭС по направлению «Гитара», преподаватель ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. Б.А. Чайковского»

Итоги проведения Первой межрегиональной педагогической научно-практической конференции «Современные методики обучения игре на гитаре в системе дополнительного образования: традиции, инновации, перспективы»

3. Блинков Илья Андреевич – преподаватель ГБУДО г. Москвы «ДШИ Феникс»

Гитарный теоретический базис – практическое использование знаний по ЭТМ на инструменте. Поиск межпредметных связей 

 4. Пермякова Ольга Евгеньевна – кандидат филологических наук, преподаватель ГБОУ г. Москвы «Школа № 1557 им. П.Л. Капицы»

Правила оформления научных работ 

 5. Хлынов Александр Николавевич – преподаватель МГБУДО «Воскресенская школа искусств»

Воспитание постановочных навыков левой руки в VII позиции на начальном

этапе обучения как фактор повышения мотивации в музыкально-педагогическом

процессе юных музыкантов 

 6. Охотина Мария Евгеньевна – лауреат международных конкурсов, преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных, заведующая народным отделом Музыкальной школы РАМ имени Гнесиных

Опыт обучения гитаристов за рубежом: школа Оскара Гильи

 7. Монастыршина Юлия Александровна – кандидат искусствоведения, лауреат международных конкурсов

Исполнительский арсенал эпохи Барокко, темп, динамика, артикуляция, орнаментика 

 8. Волков Валерий Дмитриевич генеральный директор Русского гитарного центра, главный редактор журнала «Гитаристъ»

Использование родственных гитаре инструментов в гитарных оркестрах и больших гитарных ансамблях

 

Приложение 1 

ЗАЯВКА

на участие в работе

Пятого научно-практического семинара 

Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования 

24 октября 2019 г.

  1. Фамилия, имя, отчество:
  2. Место работы:
  3. Занимаемая должность:
  4. Контактный телефон/факс, электронная почта:
0910.19

ПОЛОЖЕНИЕ

ГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ – КОНКУРС ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ

OPUS

1 декабря – 22 декабря 2019 г. 

Учредители и организаторы Фестиваля:

- Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства

- Управа Южнопортового района города Москвы

- ГБУДО г. Москвы «Детская музыкальная школа № 35» 

Цели и задачи фестиваля-конкурса

- Сохранение и развитие лучших академических музыкальных традиций

- Привлечение внимания преподавателей и учащихся к разнообразию стилейи направлениймузыки

- Выявление и поощрение наиболее талантливых участников Фестиваля

- Инициировать творческую активность преподавателей и концертмейстеров содействовать повышению их профессионального мастерства 

Номинации фестиваля-конкурса

- сольное инструментальное исполнительство:

фортепиано, струнные инструменты,гитара

- ансамблевое исполнительство:

-фортепиано

-струнные инструменты, гитара (от 2 до 10 человек),

- концертмейстерское искусство (концертмейстеры ДМШ и ДШИ) 

Возраст участников фестиваля - конкурса

Сольное исполнительство: младшая группа от 6 до 9 лет

средняя группа от 10 до 12 лет

старшая группа от 13 до 16 лет                                     

Ансамбли:младшая группа до 11 лет

старшая группа от 12 до 17 лет

Концертмейстерское искусство: без ограничения возраста                                     

Возраст участника определяется на дату конкурсного дня соответствующего выбранной номинации. Возрастная категория ансамбля определяется по старшему участнику. 

Программные требования

В номинации «Солисты» и «Ансамбль» исполняются две разнохарактерные пьесы, время звучания не более 10 мин.

В номинации «Концертмейстерское искусство» программа свободная,время звучания не более 10 мин. 

Условия проведения фестиваля-конкурса

- Фестиваль-конкурс проводится в форме сценических выступлений

-Для участия в фестивале приглашаются учащиеся ДМШ и ДШИ системы Департамента культуры города Москвы.

- Участники номинаций «Солисты» и «Ансамбль» все произведения исполняют наизусть.

- В номинации «Ансамбль» два произведения исполняются в одинаковом количественном составе

- Участие преподавателей в составе ансамбля НЕ ДОПУСКАЕТСЯ

- Концертмейстеры выступают со своими солистами (возраст солистов не ограничен, на сцене не более 10 человек). 

Критерии оценки исполнителей:

- Уровень художественного исполнения, артистизм.

- Техническое мастерство.

- Выбор репертуара.

 - Ансамблевое взаимодействие.

Награждение

- На основании решения жюри каждый участник получает один из трех дипломов: Лауреат, Дипломант, Участник Фестиваля;

- Преподавателям, подготовившим Лауреатов будутвручены Благодарственные письма;

- Жюри имеет право присудить не все призовые места;

- Жюри имеет право поощрять исполнителей специальными Дипломами и призами. 

Жюри фестиваля-конкурса

В состав Жюри входят методисты по учебным дисциплинам УМЦ РОСКИ, ведущие преподавателя учебных заведений г. Москвы.

Время и место проведения

Прослушивание проводится в открытой форме в один тур:

01.12.2019 Гитара                                                    (заявки до 17.11.2019)

08.12.2019 Фортепиано                                  (заявки до 24.11.2019)

15.12.2019 Концертмейстерское искусство  (заявки до 01.12.2019)         

22.12.2019  Струнные инструменты    (заявки до 08.12.2019) 

Заявки-анкеты на участие в Фестивале присылаются на бланке школы  вместе со Свидетельством о рождении В СКАНИРОВАННОМ ВИДЕ

по адресу:

ДЛЯ ГИТАРИСТОВ: zhora-lebedev-1989@mail.ru

(тел. для справок 8-962-940-70-89)

                                                                        Лебедев Егор Сергеевич 

ДЛЯ  ФОРТЕПИАНО: lk6756860@yandex.ru

(тел. для справок 8-916-064-70-18)

                                                                   Корниенко Лариса Алексеевна

 ДЛЯ  КОНЦЕРТМЕЙСТЕРОВ: kristinagrigorian1970@mail.ru

(тел. для справок 8-905-728-10-15)

                                                                  Григорян Кристинэ Ашотовна 

ДЛЯ СТРУННИКОВ: n.a.batova@yandex.ru

(тел. для справок 8-905-547-86-62)

Батова Наталия Анатольевна 

В теме письма обязательно указать

ФЕСТИВАЛЬ OPUS и название номинаци.

В день выступленияоригинал Заявки-анкеты на бланке школы и копия свидетельства о рождении передаются в организационный комитет Фестиваля.

Списки участников формируются по номинациям и вывешиваются на сайте школыза 3 дня до даты выступления. 

Адрес: 115432, г. Москва, ул.Трофимова, д. 15а, 2-й этаж

«Детская музыкальная школа № 35»

Тел/факс: (495) 679-37-07 – секретарь, (495) 679-19-33 – директор

Проезд:

м. Кожуховская (Люблинско-Дмитровской линии), далее авт.44,142,193, 670 до остановки «Кинотеатр Свобода»;

м. Автозаводская, далее авт. 8, 186, до остановки «5-я Кожуховская улица»;

м. Коломенская, далее авт. 156,608,263,291, 299, трол. 67 до остановки «Улица Сайкина» и авт. 670 до остановки «Магазин Весна» («Храм Александра Невского»);

м. Пролетарская, далее авт. 608, 299, 901, до остановки «5-я Кожуховская улица».

 

Заявка участника

Городского фестиваля – конкурса юных музыкантов

OPUS

Номинация «Сольное исполнение» - (указать специальность) 

1. Образовательное учреждение, контактный телефон, электронная почта:

2. ФИО участника (полностью), контактный телефон, электронная почта

3. Дата рождения, полный возраст 

4. Специальность, класс

5. ФИО преподавателя (полностью), контактный телефон, электронная почта

6. ФИО концертмейстера (полностью)

7. ПРОГРАММА ВЫСТУПЛЕНИЯ (автор, название произведения, время звучания)

8. Согласие на обработку персональных данных

9. Примечание (что необходимо для выступления) 

Подпись руководителя учреждения

М.П. 

Заявка участника

Городского фестиваля – конкурса юных музыкантов

OPUS

Номинация «Ансамбль» (указать специальность) 

1.Образовательное учреждение, контактный телефон, электронная почта:

2. Состав ансамбля:

Фамилия, имя (полное)

Инструмент

Год обучения/

класс

Домашний телефон

Педагог ФИО (полностью)

Возраст

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

3. Концертмейстер ФИО (полностью):

4. Репертуар:

Автор

Наименование произведения

Хронометраж мин./сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Контакты  преподавателя: телефон, электронная почта

6. Примечание: (что необходимо для выступления)

Подпись руководителя учреждения

М.П. 

Заявка участника

Городского фестиваля – конкурса юных музыкантов

OPUS

Номинация «Концертмейстерское искусство» 

1. Образовательное учреждение, контактный телефон, электронная почта:

2. ФИО участника (полностью), контактный телефон, электронная почта

3. Программа: (автор, название произведения, время звучания)

4. Состав исполнителей

5. Примечание: (что необходимо) 

Подпись руководителя учреждения

М.П.