Как правильно хранить гитару?

Как правильно хранить гитару и ухаживать за ней?

Чтобы классическая гитара служила Вам долгие годы, надо следовать простым правилам в процессе ее эксплуатации. В этом случае Вы обезопасите себя от лишних финансовых затрат, потери личного времени и испорченного настроения.

Технология изготовления классических гитар на фабриках «Альгамбра» и «Миньярд Мартинез» предусматривает акустическую настройку дек и других частей гитары. Поэтому верхняя дека должна быть всегда в напряжении. Нельзя совсем ослаблять натяжение струн или на долгое время оставлять гитару без струн. В этой связи можно предложить следующий способ замены струн: снять сначала одну струну, затем поставить на ее место новую, настроить ее и только потом приступить к замене следующей струны.

Для полноценного раскрытия инструмента необходимо использовать только качественные струны известных производителей и избегать подделок. Для классических гитар мы рекомендуем струны Savarez, Hannabach, Thomastic, D`Addario и аналогичные. Гитаристы обычно подбирают струны экспериментальным путем, согласно своей исполнительской манере. Но следует иметь в виду, что голоса (первые три струны) флюорокарбоновых струн имеют больше высоких гармоник, чем голоса нейлоновых струн, поэтому на гитары, у которых не хватает высоких гармоник, лучше всего ставить флюорокарбоновые струны. И наоборот, дорогим гитарам ручной работы с большим обилием высокочастотных гармоник в высоких позициях нейлоновые струны придадут дополнительное благородство звучанию инструмента.

Хранить гитару следует в плотном закрытом чехле, а лучше всего жестком, утепленном футляре вдали от отопительных приборов и прямого солнечного излучения.

В процессе эксплуатации классической гитары необходимо тщательно следить за температурным режимом и относительной влажностью воздуха. Это связано с тем, что части классической гитары сделаны из различных пород древесины, которые имеют различные коэффициенты расширения при изменении температуры и влажности. При больших и резких изменений этих параметров на инструменте могут возникнуть различного рода трещины и дефекты. Причем наиболее уязвимы гитары, сделанные из массива.

Следует избегать низких температур (ниже минус 10°С). Если такое воздействие неизбежно, то перед этим надо обязательно немного ослабить струны. Если гитара продолжительное время находилась в условиях отрицательных температур, то нельзя в теплом помещении сразу открывать футляр и начинать играть. Лучше немного подождать пока инструмент нагреется до комнатной температуры или близкой к ней. Только тогда его можно настроить и приступить к занятиям. Категорически запрещено играть на улице в мороз. Гитара предназначена для исполнения музыки в помещении при комнатной температуре.

Допустимый диапазон относительной влажности воздуха для гитары находится в пределах от 40% до 80%. Причем наибольшую опасность для классической гитары представляет слишком низкая относительная влажность воздуха, при которой инструмент начинает довольно быстро отдавать влагу и сильно сохнуть. Если от повышенной влажности возникшие дефекты могут быть устранены полностью, то от низкой – наоборот следы от ремонта возникших повреждений могут остаться навсегда, и тогда Ваш инструмент сильно потеряет в цене.

К наиболее распространенным дефектам, вызванных низкой влажностью, можно отнести возникающие трещины в месте соединения накладки грифа и верхней деки от 12 порожка до резонаторного отверстия и выступание металлических порожков на боковых частях грифа из-за сильного усыхания древесины. Кроме того, низкая влажность довольно сильно влияет на тембр звучания инструмента. Звуковая палитра гитары изменяется в худшую сторону, тембр звука становится «бедным». Испанские мастера-изготовители концертных инструментов говорят, что из пересушенного дерева невозможно сделать хорошую гитару.

Следует помнить, что влажность резко падает при понижении температуры. При сильных морозах на улице (минус 20°С и ниже) в отапливаемом помещении относительная влажность воздуха может опускаться ниже 10%. Бытовые электронные гигрометры при такой влажности показывают ошибку, т.к. такие условия являются некомфортными для человека. Если ничего не предпринимать для повышения влажности, то гитара может не пережить даже один такой отопительный сезон.

Для гитары желательно поддерживать влажность воздуха на уровне не ниже 50%. Поэтому необходимо использовать различного рода увлажнители.

Увлажнители бывают внешними, которые увлажняют воздух в помещении и внутренними, которые поддерживают оптимальную влажность в футляре гитары или в корпусе гитары. Из внешних увлажнителей эффективными являются увлажнители барабанного типа. Его принцип действия основан на медленном испарении воды. Войлочный барабан, частично погруженный в емкость с водой, медленно прокручивается электродвигателем. Нагреватель испаряет влагу с барабана, тем самым увлажняя воздух. Существуют также паровые и ультразвуковые увлажнители. Внешние увлажнители обычно применяются на складах и в магазинах, где хранятся музыкальные инструменты в больших количествах.

Внутренние увлажнители имеют один и тот же принцип действия и отличаются друг от друга только материалом, из которого изготовлено рабочее тело увлажнителя. Обычно используют следующие материалы, удерживающие воду: войлок, поролон, гидрогель (шарики, впитывающие воду) и т.п. Такие увлажнители смачивают в воде, затем удаляют избыток влаги и помещают в корпус гитары или в футляр.

Увлажнитель1   Увлажнитель2

Рис. 1, 2. Внутренние увлажнители.

Наиболее эффективным увлажнителем, который вставляют в корпус гитары между струнами в резонаторное отверстие, является увлажнитель в виде трубки среднего размера (для виолончели). Увлажняющие трубки, предназначенные специально для гитары, слишком малы, и их применение не принесет ожидаемого результата. Серьезным недостатком увлажнителей в виде трубки является возможность пролива воды в корпус гитары из-за того, что не всегда можно точно знать, сколько в нем находится воды. Бывали случаи отклеивания пружин внутри корпуса гитары по причине обильного попадания туда влаги. В этом случае в корпусе гитары будут возникать посторонние призвуки на отдельных нотах, которые будут то появляться, то исчезать в зависимости от изменений температуры и влажности. Такой дефект устранить довольно сложно.

Увл трубка    Увлажнитель трубка

Рис. 3, 4. Увлажнители в виде трубки.

Практика показывает, наиболее эффективным увлажнителем для гитары является обычный кусок поролона, совпадающий по размерам (длина и ширина) с накладкой грифа. Для такого увлажнителя лучше всего использовать довольно плотный поролон, предназначенный для производства мягкой мебели. Чтобы вода не попадала на элементы гитары, используют две полиэтиленовые полоски таким образом, что поролон всегда находится между ними. Гитару помещают в футляр, затем на накладку грифа гитары кладут поролон с полиэтиленовыми прокладками и закрывают футляр. Такой увлажнитель помогает даже в запущенных случаях. Обычно через две недели после начала использования подобной системы гитара впитает необходимое количество влаги, гриф расширится и металлические порожки перестанут вылезать за край накладки грифа. Необходимо внимательно следить за положением нижней полиэтиленовой полоски, чтобы вода не протекала на накладку грифа. В противном случае могут вылезти металлические порожки, и струны начнут их задевать.

1 2 3 4

Рис. 5-8. Увлажнитель из поролона для грифа гитары (порядок действий).

На рынке имеется большой выбор увлажнителей для гитары. Если нет желания покупать готовый увлажнитель, его можно изготовить самому. Для этого необходимо взять подходящую емкость, сделать в ней отверстия, положить в нее влажный поролон или гидрогель, и поместить все это в футляр рядом с гитарой. Следует знать, что поролон отдает влагу быстрее гидрогеля.

Для достижения лучшего эффекта в процессе увлажнения гитары рекомендуется использовать несколько увлажнителей одновременно, разместив их в футляре, где есть для этого место. В таком случае увлажнение гитары будет более равномерным.

Для контроля влажности обычно используют гигрометры. Не забывайте периодически смачивать увлажнители. Поролон обычно увлажняют не реже одного раза в неделю. Мы рекомендуем использовать увлажнители сразу, как только наступит отопительный сезон.

Для предохранения лакокрасочного покрытия гитары от неглубоких царапин и протирания рекомендуют пользоваться защитными чехлами для ее корпуса. Такой чехол сохранит первоначальный внешний вид гитары в процессе многочасовых занятий.

Чехол для корпуса гитары

Рис. 9. Защитный чехол для корпуса гитары.

Для предохранения верхней деки от ударов ногтей рекомендуют использовать защитные накладки – гольпеадоры. Помните, что кедр является довольно мягким материалом, поэтому верхнюю деку в процессе игры можно случайно повредить ногтем. Для сохранения первоначального внешнего вида рекомендуется пользоваться различными полиролями, которые предназначены для очищения и профилактики лакокрасочных покрытий музыкальных инструментов.

При транспортировке инструмента по воздуху не рекомендуется сдавать его в багажное отделение самолета, если авиакомпания или службы аэропорта полностью не гарантируют его сохранность. Авиаперевозчики специально запрещают проносить гитары в жестких футлярах в салон самолета, чтобы пассажиры платили за эту услугу дополнительно.

Следует всегда бережно относиться к своему инструменту. Тогда он Вам принесет много счастливых минут и будет Вашим надежным другом в течение всей жизни.

Акция

В настоящее время нет акций.

Новости
0910.19

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОРОДСКОЙ ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ГИТАРА»

ГБУДО г. МОСКВЫ «ДМШ № 35» 

информируют о проведении 

Пятого научно-практического семинара 

Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования 

Семинар состоится 24 октября 2019 г. в 10:00

в ГБУДО г. Москвы «ДМШ № 35» (ул. Трофимова, 15а, Концертный зал).

Регистрация участников семинара будет проводиться с 9:15 до 10:00. 

Цель семинара:            обсуждение теоретических и методических проблем, перспективных направлений развития искусства классической гитары. Семинар предполагает широкий обмен научным и практическим опытом в области решения актуальных задач модернизации отечественного музыкального образования по направлению «Гитара». 

Организаторы предлагают участникам следующие темы дискуссий в рамках общей темы семинара:

  1. История развития искусства классической гитары.
  2. Теоретические и практические основы музыкального образования по классу гитары.
  3. Проблемы начального музыкального образования на классической гитаре.
  4. Особенности современного репертуара для классической гитары.
  5. Вопросы методики преподавания классической гитары в системе дополнительного образования.
  6. Информационные компьютерные технологии в обучении игры на классической гитаре. 

К участию в семинаре приглашаются преподаватели ДМШ и ДШИ, специалисты-исследователи в области исполнительства и преподавания игры на гитаре, преподаватели вузов, аспиранты, студенты музыкальных вузов и учащиеся музыкальных колледжей.

В рамках семинара проводятся мастер-классы ведущих преподавателей по классу гитары, детская научно-практическая конференция и конкурс детских научных работ. Об условиях и сроках проведения мастер-классов, детской научно-практической конференции и конкурса детских научных работ будет сообщено дополнительно. 

Заявку (см. Приложение 1) на участие в семинаре следует присылать до 19 октября 2019 г. по электронной почте.

е-mail: dmsh_35@mail.ru; guitar-art@yandex.ru 

Адреса и телефоны для справок: 115432, г. Москва, ул. Трофимова, д. 15а,

е-mail: dmsh_35@mail.ru; guitar-art@yandex.ru

+7(929)905-61-26; +7(926)535-41-12 

Руководитель семинара – кандидат педагогических наук, редактор по научной работе журнала «Гитаристъ», член городского экспертного совета по направлению «Гитара», преподаватель ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. Б.А. Чайковского» Борисевич Владислав Гурьевич, e-mail: guitar-art@yandex.ru

Подробная информация о семинаре на сайтах: http://metodcabinet.ru/; http://35.music.mos.ru/; http://guitar-artstudy.ru/ 

Всем участникам семинара, подавшим заявки и прошедшим регистрацию, выдаются сертификаты. 

Оргкомитет

Программа семинара (24.10.2019): 

  1. Аветисова Кристина Игоревна – кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования ГБОУ Школа № 2089, Центр творчества

Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по классу гитары

2. Борисевич Владислав Гурьевич – кандидат педагогических наук, редактор по научной работе журнала «Гитаристъ», член ГЭС по направлению «Гитара», преподаватель ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. Б.А. Чайковского»

Итоги проведения Первой межрегиональной педагогической научно-практической конференции «Современные методики обучения игре на гитаре в системе дополнительного образования: традиции, инновации, перспективы»

3. Блинков Илья Андреевич – преподаватель ГБУДО г. Москвы «ДШИ Феникс»

Гитарный теоретический базис – практическое использование знаний по ЭТМ на инструменте. Поиск межпредметных связей 

 4. Пермякова Ольга Евгеньевна – кандидат филологических наук, преподаватель ГБОУ г. Москвы «Школа № 1557 им. П.Л. Капицы»

Правила оформления научных работ 

 5. Хлынов Александр Николавевич – преподаватель МГБУДО «Воскресенская школа искусств»

Воспитание постановочных навыков левой руки в VII позиции на начальном

этапе обучения как фактор повышения мотивации в музыкально-педагогическом

процессе юных музыкантов 

 6. Охотина Мария Евгеньевна – лауреат международных конкурсов, преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных, заведующая народным отделом Музыкальной школы РАМ имени Гнесиных

Опыт обучения гитаристов за рубежом: школа Оскара Гильи

 7. Монастыршина Юлия Александровна – кандидат искусствоведения, лауреат международных конкурсов

Исполнительский арсенал эпохи Барокко, темп, динамика, артикуляция, орнаментика 

 8. Волков Валерий Дмитриевич генеральный директор Русского гитарного центра, главный редактор журнала «Гитаристъ»

Использование родственных гитаре инструментов в гитарных оркестрах и больших гитарных ансамблях

 

Приложение 1 

ЗАЯВКА

на участие в работе

Пятого научно-практического семинара 

Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования 

24 октября 2019 г.

  1. Фамилия, имя, отчество:
  2. Место работы:
  3. Занимаемая должность:
  4. Контактный телефон/факс, электронная почта:
0910.19

ПОЛОЖЕНИЕ

ГОРОДСКОЙ ФЕСТИВАЛЬ – КОНКУРС ЮНЫХ МУЗЫКАНТОВ

OPUS

1 декабря – 22 декабря 2019 г. 

Учредители и организаторы Фестиваля:

- Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства

- Управа Южнопортового района города Москвы

- ГБУДО г. Москвы «Детская музыкальная школа № 35» 

Цели и задачи фестиваля-конкурса

- Сохранение и развитие лучших академических музыкальных традиций

- Привлечение внимания преподавателей и учащихся к разнообразию стилейи направлениймузыки

- Выявление и поощрение наиболее талантливых участников Фестиваля

- Инициировать творческую активность преподавателей и концертмейстеров содействовать повышению их профессионального мастерства 

Номинации фестиваля-конкурса

- сольное инструментальное исполнительство:

фортепиано, струнные инструменты,гитара

- ансамблевое исполнительство:

-фортепиано

-струнные инструменты, гитара (от 2 до 10 человек),

- концертмейстерское искусство (концертмейстеры ДМШ и ДШИ) 

Возраст участников фестиваля - конкурса

Сольное исполнительство: младшая группа от 6 до 9 лет

средняя группа от 10 до 12 лет

старшая группа от 13 до 16 лет                                     

Ансамбли:младшая группа до 11 лет

старшая группа от 12 до 17 лет

Концертмейстерское искусство: без ограничения возраста                                     

Возраст участника определяется на дату конкурсного дня соответствующего выбранной номинации. Возрастная категория ансамбля определяется по старшему участнику. 

Программные требования

В номинации «Солисты» и «Ансамбль» исполняются две разнохарактерные пьесы, время звучания не более 10 мин.

В номинации «Концертмейстерское искусство» программа свободная,время звучания не более 10 мин. 

Условия проведения фестиваля-конкурса

- Фестиваль-конкурс проводится в форме сценических выступлений

-Для участия в фестивале приглашаются учащиеся ДМШ и ДШИ системы Департамента культуры города Москвы.

- Участники номинаций «Солисты» и «Ансамбль» все произведения исполняют наизусть.

- В номинации «Ансамбль» два произведения исполняются в одинаковом количественном составе

- Участие преподавателей в составе ансамбля НЕ ДОПУСКАЕТСЯ

- Концертмейстеры выступают со своими солистами (возраст солистов не ограничен, на сцене не более 10 человек). 

Критерии оценки исполнителей:

- Уровень художественного исполнения, артистизм.

- Техническое мастерство.

- Выбор репертуара.

 - Ансамблевое взаимодействие.

Награждение

- На основании решения жюри каждый участник получает один из трех дипломов: Лауреат, Дипломант, Участник Фестиваля;

- Преподавателям, подготовившим Лауреатов будутвручены Благодарственные письма;

- Жюри имеет право присудить не все призовые места;

- Жюри имеет право поощрять исполнителей специальными Дипломами и призами. 

Жюри фестиваля-конкурса

В состав Жюри входят методисты по учебным дисциплинам УМЦ РОСКИ, ведущие преподавателя учебных заведений г. Москвы.

Время и место проведения

Прослушивание проводится в открытой форме в один тур:

01.12.2019 Гитара                                                    (заявки до 17.11.2019)

08.12.2019 Фортепиано                                  (заявки до 24.11.2019)

15.12.2019 Концертмейстерское искусство  (заявки до 01.12.2019)         

22.12.2019  Струнные инструменты    (заявки до 08.12.2019) 

Заявки-анкеты на участие в Фестивале присылаются на бланке школы  вместе со Свидетельством о рождении В СКАНИРОВАННОМ ВИДЕ

по адресу:

ДЛЯ ГИТАРИСТОВ: zhora-lebedev-1989@mail.ru

(тел. для справок 8-962-940-70-89)

                                                                        Лебедев Егор Сергеевич 

ДЛЯ  ФОРТЕПИАНО: lk6756860@yandex.ru

(тел. для справок 8-916-064-70-18)

                                                                   Корниенко Лариса Алексеевна

 ДЛЯ  КОНЦЕРТМЕЙСТЕРОВ: kristinagrigorian1970@mail.ru

(тел. для справок 8-905-728-10-15)

                                                                  Григорян Кристинэ Ашотовна 

ДЛЯ СТРУННИКОВ: n.a.batova@yandex.ru

(тел. для справок 8-905-547-86-62)

Батова Наталия Анатольевна 

В теме письма обязательно указать

ФЕСТИВАЛЬ OPUS и название номинаци.

В день выступленияоригинал Заявки-анкеты на бланке школы и копия свидетельства о рождении передаются в организационный комитет Фестиваля.

Списки участников формируются по номинациям и вывешиваются на сайте школыза 3 дня до даты выступления. 

Адрес: 115432, г. Москва, ул.Трофимова, д. 15а, 2-й этаж

«Детская музыкальная школа № 35»

Тел/факс: (495) 679-37-07 – секретарь, (495) 679-19-33 – директор

Проезд:

м. Кожуховская (Люблинско-Дмитровской линии), далее авт.44,142,193, 670 до остановки «Кинотеатр Свобода»;

м. Автозаводская, далее авт. 8, 186, до остановки «5-я Кожуховская улица»;

м. Коломенская, далее авт. 156,608,263,291, 299, трол. 67 до остановки «Улица Сайкина» и авт. 670 до остановки «Магазин Весна» («Храм Александра Невского»);

м. Пролетарская, далее авт. 608, 299, 901, до остановки «5-я Кожуховская улица».

 

Заявка участника

Городского фестиваля – конкурса юных музыкантов

OPUS

Номинация «Сольное исполнение» - (указать специальность) 

1. Образовательное учреждение, контактный телефон, электронная почта:

2. ФИО участника (полностью), контактный телефон, электронная почта

3. Дата рождения, полный возраст 

4. Специальность, класс

5. ФИО преподавателя (полностью), контактный телефон, электронная почта

6. ФИО концертмейстера (полностью)

7. ПРОГРАММА ВЫСТУПЛЕНИЯ (автор, название произведения, время звучания)

8. Согласие на обработку персональных данных

9. Примечание (что необходимо для выступления) 

Подпись руководителя учреждения

М.П. 

Заявка участника

Городского фестиваля – конкурса юных музыкантов

OPUS

Номинация «Ансамбль» (указать специальность) 

1.Образовательное учреждение, контактный телефон, электронная почта:

2. Состав ансамбля:

Фамилия, имя (полное)

Инструмент

Год обучения/

класс

Домашний телефон

Педагог ФИО (полностью)

Возраст

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

3. Концертмейстер ФИО (полностью):

4. Репертуар:

Автор

Наименование произведения

Хронометраж мин./сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Контакты  преподавателя: телефон, электронная почта

6. Примечание: (что необходимо для выступления)

Подпись руководителя учреждения

М.П. 

Заявка участника

Городского фестиваля – конкурса юных музыкантов

OPUS

Номинация «Концертмейстерское искусство» 

1. Образовательное учреждение, контактный телефон, электронная почта:

2. ФИО участника (полностью), контактный телефон, электронная почта

3. Программа: (автор, название произведения, время звучания)

4. Состав исполнителей

5. Примечание: (что необходимо) 

Подпись руководителя учреждения

М.П.