Как правильно хранить гитару?

Как правильно хранить гитару и ухаживать за ней?

Чтобы классическая гитара служила Вам долгие годы, надо следовать простым правилам в процессе ее эксплуатации. В этом случае Вы обезопасите себя от лишних финансовых затрат, потери личного времени и испорченного настроения.

Технология изготовления классических гитар на фабриках «Альгамбра» и «Миньярд Мартинез» предусматривает акустическую настройку дек и других частей гитары. Поэтому верхняя дека должна быть всегда в напряжении. Нельзя совсем ослаблять натяжение струн или на долгое время оставлять гитару без струн. В этой связи можно предложить следующий способ замены струн: снять сначала одну струну, затем поставить на ее место новую, настроить ее и только потом приступить к замене следующей струны.

Для полноценного раскрытия инструмента необходимо использовать только качественные струны известных производителей и избегать подделок. Для классических гитар мы рекомендуем струны Savarez, Hannabach, Thomastic, D`Addario и аналогичные. Гитаристы обычно подбирают струны экспериментальным путем, согласно своей исполнительской манере. Но следует иметь в виду, что голоса (первые три струны) флюорокарбоновых струн имеют больше высоких гармоник, чем голоса нейлоновых струн, поэтому на гитары, у которых не хватает высоких гармоник, лучше всего ставить флюорокарбоновые струны. И наоборот, дорогим гитарам ручной работы с большим обилием высокочастотных гармоник в высоких позициях нейлоновые струны придадут дополнительное благородство звучанию инструмента.

Хранить гитару следует в плотном закрытом чехле, а лучше всего жестком, утепленном футляре вдали от отопительных приборов и прямого солнечного излучения.

В процессе эксплуатации классической гитары необходимо тщательно следить за температурным режимом и относительной влажностью воздуха. Это связано с тем, что части классической гитары сделаны из различных пород древесины, которые имеют различные коэффициенты расширения при изменении температуры и влажности. При больших и резких изменений этих параметров на инструменте могут возникнуть различного рода трещины и дефекты. Причем наиболее уязвимы гитары, сделанные из массива.

Следует избегать низких температур (ниже минус 10°С). Если такое воздействие неизбежно, то перед этим надо обязательно немного ослабить струны. Если гитара продолжительное время находилась в условиях отрицательных температур, то нельзя в теплом помещении сразу открывать футляр и начинать играть. Лучше немного подождать пока инструмент нагреется до комнатной температуры или близкой к ней. Только тогда его можно настроить и приступить к занятиям. Категорически запрещено играть на улице в мороз. Гитара предназначена для исполнения музыки в помещении при комнатной температуре.

Допустимый диапазон относительной влажности воздуха для гитары находится в пределах от 40% до 80%. Причем наибольшую опасность для классической гитары представляет слишком низкая относительная влажность воздуха, при которой инструмент начинает довольно быстро отдавать влагу и сильно сохнуть. Если от повышенной влажности возникшие дефекты могут быть устранены полностью, то от низкой – наоборот следы от ремонта возникших повреждений могут остаться навсегда, и тогда Ваш инструмент сильно потеряет в цене.

К наиболее распространенным дефектам, вызванных низкой влажностью, можно отнести возникающие трещины в месте соединения накладки грифа и верхней деки от 12 порожка до резонаторного отверстия и выступание металлических порожков на боковых частях грифа из-за сильного усыхания древесины. Кроме того, низкая влажность довольно сильно влияет на тембр звучания инструмента. Звуковая палитра гитары изменяется в худшую сторону, тембр звука становится «бедным». Испанские мастера-изготовители концертных инструментов говорят, что из пересушенного дерева невозможно сделать хорошую гитару.

Следует помнить, что влажность резко падает при понижении температуры. При сильных морозах на улице (минус 20°С и ниже) в отапливаемом помещении относительная влажность воздуха может опускаться ниже 10%. Бытовые электронные гигрометры при такой влажности показывают ошибку, т.к. такие условия являются некомфортными для человека. Если ничего не предпринимать для повышения влажности, то гитара может не пережить даже один такой отопительный сезон.

Для гитары желательно поддерживать влажность воздуха на уровне не ниже 50%. Поэтому необходимо использовать различного рода увлажнители.

Увлажнители бывают внешними, которые увлажняют воздух в помещении и внутренними, которые поддерживают оптимальную влажность в футляре гитары или в корпусе гитары. Из внешних увлажнителей эффективными являются увлажнители барабанного типа. Его принцип действия основан на медленном испарении воды. Войлочный барабан, частично погруженный в емкость с водой, медленно прокручивается электродвигателем. Нагреватель испаряет влагу с барабана, тем самым увлажняя воздух. Существуют также паровые и ультразвуковые увлажнители. Внешние увлажнители обычно применяются на складах и в магазинах, где хранятся музыкальные инструменты в больших количествах.

Внутренние увлажнители имеют один и тот же принцип действия и отличаются друг от друга только материалом, из которого изготовлено рабочее тело увлажнителя. Обычно используют следующие материалы, удерживающие воду: войлок, поролон, гидрогель (шарики, впитывающие воду) и т.п. Такие увлажнители смачивают в воде, затем удаляют избыток влаги и помещают в корпус гитары или в футляр.

Увлажнитель1   Увлажнитель2

Рис. 1, 2. Внутренние увлажнители.

Наиболее эффективным увлажнителем, который вставляют в корпус гитары между струнами в резонаторное отверстие, является увлажнитель в виде трубки среднего размера (для виолончели). Увлажняющие трубки, предназначенные специально для гитары, слишком малы, и их применение не принесет ожидаемого результата. Серьезным недостатком увлажнителей в виде трубки является возможность пролива воды в корпус гитары из-за того, что не всегда можно точно знать, сколько в нем находится воды. Бывали случаи отклеивания пружин внутри корпуса гитары по причине обильного попадания туда влаги. В этом случае в корпусе гитары будут возникать посторонние призвуки на отдельных нотах, которые будут то появляться, то исчезать в зависимости от изменений температуры и влажности. Такой дефект устранить довольно сложно.

Увл трубка    Увлажнитель трубка

Рис. 3, 4. Увлажнители в виде трубки.

Практика показывает, наиболее эффективным увлажнителем для гитары является обычный кусок поролона, совпадающий по размерам (длина и ширина) с накладкой грифа. Для такого увлажнителя лучше всего использовать довольно плотный поролон, предназначенный для производства мягкой мебели. Чтобы вода не попадала на элементы гитары, используют две полиэтиленовые полоски таким образом, что поролон всегда находится между ними. Гитару помещают в футляр, затем на накладку грифа гитары кладут поролон с полиэтиленовыми прокладками и закрывают футляр. Такой увлажнитель помогает даже в запущенных случаях. Обычно через две недели после начала использования подобной системы гитара впитает необходимое количество влаги, гриф расширится и металлические порожки перестанут вылезать за край накладки грифа. Необходимо внимательно следить за положением нижней полиэтиленовой полоски, чтобы вода не протекала на накладку грифа. В противном случае могут вылезти металлические порожки, и струны начнут их задевать.

1 2 3 4

Рис. 5-8. Увлажнитель из поролона для грифа гитары (порядок действий).

На рынке имеется большой выбор увлажнителей для гитары. Если нет желания покупать готовый увлажнитель, его можно изготовить самому. Для этого необходимо взять подходящую емкость, сделать в ней отверстия, положить в нее влажный поролон или гидрогель, и поместить все это в футляр рядом с гитарой. Следует знать, что поролон отдает влагу быстрее гидрогеля.

Для достижения лучшего эффекта в процессе увлажнения гитары рекомендуется использовать несколько увлажнителей одновременно, разместив их в футляре, где есть для этого место. В таком случае увлажнение гитары будет более равномерным.

Для контроля влажности обычно используют гигрометры. Не забывайте периодически смачивать увлажнители. Поролон обычно увлажняют не реже одного раза в неделю. Мы рекомендуем использовать увлажнители сразу, как только наступит отопительный сезон.

Для предохранения лакокрасочного покрытия гитары от неглубоких царапин и протирания рекомендуют пользоваться защитными чехлами для ее корпуса. Такой чехол сохранит первоначальный внешний вид гитары в процессе многочасовых занятий.

Чехол для корпуса гитары

Рис. 9. Защитный чехол для корпуса гитары.

Для предохранения верхней деки от ударов ногтей рекомендуют использовать защитные накладки – гольпеадоры. Помните, что кедр является довольно мягким материалом, поэтому верхнюю деку в процессе игры можно случайно повредить ногтем. Для сохранения первоначального внешнего вида рекомендуется пользоваться различными полиролями, которые предназначены для очищения и профилактики лакокрасочных покрытий музыкальных инструментов.

При транспортировке инструмента по воздуху не рекомендуется сдавать его в багажное отделение самолета, если авиакомпания или службы аэропорта полностью не гарантируют его сохранность. Авиаперевозчики специально запрещают проносить гитары в жестких футлярах в салон самолета, чтобы пассажиры платили за эту услугу дополнительно.

Следует всегда бережно относиться к своему инструменту. Тогда он Вам принесет много счастливых минут и будет Вашим надежным другом в течение всей жизни.

Акция

В настоящее время нет акций.

Новости
2312.19

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ГИТАРА» Г. МОСКВЫ

ГБУДО Г. МОСКВЫ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Б.А. ЧАЙКОВСКОГО» 

информируют о проведении 

Педагогических чтений

Современные методики обучения игре на гитаре в системе дополнительного образования: традиции, инновации, перспективы 

Педагогические чтения состоятся 26 января 2020 г.

в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования города Москвы «Детская музыкальная школа имени Б.А. Чайковского» (ул. Днепропетровская, д. 8а) 

Цель педагогических чтений:          обсуждение теоретических и методических проблем преподавания игры на гитаре, перспективных направлений развития процесса обучения по классу гитары на начальной ступени музыкального образования. Педагогические чтения предполагают широкий обмен научным и практическим опытом в области решения актуальных задач в условиях модернизации отечественного музыкального образования.

Организаторы предлагают участникам следующие направления в рамках общей темы педагогических чтений:

  1. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре.
  2. Вопросы методики преподавания теоретических дисциплин по специальности «Гитара».
  3. Особенности современного репертуара для классической гитары.
  4. Проблемы профессионального и любительского исполнительства на классической гитаре.
  5. Вопросы истории развития искусства классической гитары.
  6. Информационные компьютерные технологии и классическая гитара.

К участию в педагогических чтениях приглашаются специалисты-исследователи в области педагогики искусства, преподаватели начального звена музыкального образования.

Программа педагогических чтений будет вручена участникам при регистрации. Рабочий язык педагогических чтений – русский. 

Заявку (см. Приложение) на участие в педагогических чтениях следует присылать до 19 января 2020 г. по электронной почте: е-mail: guitar-art@yandex.ru

руководителю педагогических чтений Борисевичу Владиславу Гурьевичу. 

Адреса и телефоны для справок: 117525, г. Москва, ул. Днепропетровская, д. 8а, ДМШ им. Б.А. Чайковского

+7(926)535-41-12

8(495)312-24-81 (Секретарь ДМШ им. Б.А. Чайковского)

Руководитель педагогических чтений – кандидат педагогических наук, редактор по научной работе журнала «Гитаристъ», преподаватель ДМШ им. Б.А. Чайковского

Борисевич Владислав Гурьевич, е-mail: guitar-art@yandex.ru 

Подробная информация о педагогических чтениях на сайте http://guitar-artstudy.ru 

Проезд, питание и проживание участники оплачивают самостоятельно.

Оргкомитет 

Приложение

ЗАЯВКА

на участие в работе

Педагогических чтений

Современные методики обучения игре на гитаре в системе дополнительного образования: традиции, инновации, перспективы

26 января 2020 г.

  1. Фамилия, имя, отчество:
  2. Место работы:
  3. Занимаемая должность:
  4. Ученая степень, ученое звание:
  5. Область научных интересов:
  6. Форма участия:
  7. Предполагаемая тема доклада:
  8. Предложения по возможным формам сотрудничества с организаторами педагогических чтений:
  9. Необходимость содействия в предоставлении гостиницы:
  10. Почтовый адрес, контактный телефон, электронная почта:
2001.20

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ Г. МОСКВЫ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ГИТАРА» Г. МОСКВЫ

ГБУДО Г. МОСКВЫ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Б.А. ЧАЙКОВСКОГО»

ЖУРНАЛ «ГИТАРИСТЪ»

________________________________

 ПРОГРАММА 

Межрегиональных педагогических чтений 

«Современные методики обучения игре на гитаре в системе дополнительного образования: традиции, инновации, перспективы» 

26 января 2020 года

ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. Б.А. Чайковского»

(ул. Днепропетровская, 8а)

 ПОРЯДОК РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ 

10:30 – 11:00            Регистрация участников

11:00 – 12:45            Открытие и начало работы педагогических чтений, выступление участников

12:45 – 13:00            Перерыв

13:00 – 14:30            Продолжение работы педагогических чтений

14:30 – 15:00            Круглый стол (подведение итогов педагогических чтений) 

11:00 – 12:45

Большой зал ДМШ им. Б.А. Чайковского

ОТКРЫТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ 

Приветственное слово участникам педагогических чтений: 

МАТОХИН Сергей Николаевич, профессор Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова, Московского государственного института культуры, преподаватель ГБУ СОШДО «Класс-Центр», руководитель методического центра по направлению «Гитара» г. Москвы

БОРИСЕВИЧ Владислав Гурьевич, кандидат педагогических наук, редактор по научной работе журнала «Гитаристъ», преподаватель ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. Б.А. Чайковского» 

Выступления участников: 

1.    Проблемы учебного репертуара в классах гитары на начальном этапе музыкального образования

БОРИСЕВИЧ Владислав Гурьевич, кандидат педагогических наук, редактор по научной работе журнала «Гитаристъ», преподаватель ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. Б.А. Чайковского»

2.    Особенности работы в классе ансамбля с гитарой

МАТОХИН Сергей Николаевич, профессор Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова, Московского государственного института культуры, преподаватель ГБУ СОШДО «Класс-Центр», руководитель методического центра по направлению «Гитара» г. Москвы

3.    Специфика работы руководителя гитарного оркестра

ТОЛОЧКОВА Екатерина Витальевна, кандидат педагогических наук, преподаватель Института искусств СГУ им. Н.Г. Чернышевского, ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. В.А. Моцарта»

4.    Сочинение музыки на занятиях по классу гитары

АВЕТИСОВА Кристина Игоревна, кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования ГБОУ Школа № 2089 (г. Москва)

 5.    Значение постановки правой руки в процессе обучения и исполнительства гитаристов. Вопросы безопасности.

БЫКОВСКИЙ Сергей Петрович, концертный администратор гитариста Дмитрия Нилова (г. Москва)

6.    Принципы организации рациональной аппликатуры и игровых действий гитариста на основе исходных слуховых представлений

ЗАХАРОВ Роман Петрович, учитель музыки ГБОУ СОШ № 185, руководитель студии «Виртуозы Гитары» (г. Москва)

7.    Основа исполнительской техники и методы ее совершенствования

ЛАРЬКИН Владимир Владимирович, преподаватель МБУДО «ДШИ №2» г. Обнинска (Калужская область, г. Обнинск) 

ПЕРЕРЫВ 

13:00 – 14:30

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ 

8.    Информационные и компьютерные технологии и классическая гитара (использование электронных устройств в процессе преподавания игры на гитаре в ДШИ)

САДИКОВ Николай Иванович, преподаватель классической и джазовой гитары ГБУДО г. Москвы «ДШИ «Тутти»

9.    Использование возможностей саунддизайна в работе с начинающими исполнителями на гитаре. DAW в ДМШ. 3 модуля пьес.

БЛИНКОВ Илья Андреевич, преподаватель ГБУДО г. Москвы «ДШИ «Феникс»

10.                   Полезные мобильные приложения для музыканта

КОВТУНОВ Сергей Александрович, преподаватель ГБУДО г. Москвы «ДМШ им. Э.Г. Гилельса»

11.                   Ошибки звукоизвлечения. Диагностика и методы преодоления.

ГОРБАЧЕВСКИЙ Михаил Филиппович, преподаватель ГБУДО г. Москвы «ДШИ им. Я.В. Флиера»

12.                   Методическая адаптивность в рамках устоявшегося подхода: к вопросу о постановке левой руки на классической и акустической гитаре

РЕЗАНЦЕВА Мария Сергеевна, преподаватель ГБУДО г. Москвы «МГДМШ им. И.О. Дунаевского»

13.                   Международный музыкальный фестиваль в Калуге «Мир гитары»

ЧАЙКИНА Жанна Вячеславовна, директор Детского фестиваля «Мир гитары», преподаватель МБОУДО «ДШИ № 8» г. Калуги 

Регламент работы педагогических чтений:

доклад – 10 минут

обсуждение – 5 минут